До чемпионата мира по биатлону в Италии – меньше недели. Считается, что местечко Антхольц-Антерсельва (можно называть и так, и так) – наше, фартовое, медальное.
Несмотря на серьезную высоту (больше 1600 метров), сборная России обычно в порядке на этой трассе. В последнее 10-летие успехи команды – это во многом успехи Антона Шипулина, для которого этап в Антхольце – любимый.
Антон одержал здесь первую в карьере победу, единственный раз выиграл индивидуальную гонку, к которой всегда относился прохладно. И вообще добыл в итальянских Альпах почти половину от всех кубковых побед – 5 из 11.
В ближайшие недели о Шипулине, которого явно не хватает команде, вспомнят много раз. А пока Антон специально для Sports.ru сам вспоминает место силы.
***
– Впервые приехал в Антхольц в январе 2009-го – это мой первый сезон на Кубке мира. Тогда получалось не очень, и уже на месте с Владимиром Аликиным (старший тренер – Sports.ru) приняли решение, что я не буду выступать.
Вот такое знакомство – этап без гонок: просто походил, посмотрел, потренировался. По ощущениям мало что запомнил, да и опыта недоставало – я еще не так чувствовал и не отображал, насколько сильно меняется состояние в этом месте. Помню, что мне там понравилось. Как пел Высоцкий, лучше гор могут быть только горы, в которых ты еще не бывал.
До сих пор я уверен: из всех этапов Кубка мира Антхольц-Антерсельва – самое красивое и пейзажное место. Но в целом, для меня российские стадионы вне конкуренции.
***
Мы всегда выступали в Антхольце с листа: приезжали с предыдущего этапа, соревновались уже на третий или четвертый день – то есть не было ни сбора, ни времени на адаптацию.
Кажется, на второй приезд (в 2010-м) я по ощущениям понял: жить на высоте стадиона не надо – в этом случае организм долго восстанавливается и не особо справляется в соревновательном и тренировочном режимах.
С тех пор я селился на 900 метров в одном и том же отельчике Bad Salomonsbrunn. Бывало такое, что команда по тренерскому плану жила на 1500 метров – почти у стадиона; а я в одиночку или с кем-то оставался внизу. Благодаря этому не приходилось лишний раз проходить акклиматизацию.
В принципе, таких примеров много. Мне запомнилось, что Даша Домрачева во время Олимпиады-2014 – лучшего для себя соревнования – жила внизу, в отличие от многих, поднималась на тренировки и старты. Это такая маленькая обманка организма, которая позволяет лучше себя чувствовать, когда нет времени на адаптацию. Да, риск тоже есть: организм может просто запутаться от частой смены высоты, но это индивидуально.
С другой стороны, если ты постоянно находишься на высоте, то организм перестраивается – и это какое-то время мешает. Тем более в том варианте, когда ты только что после переезда.
Для полной горной акклиматизации нужно 10-12 дней – если речь именно об этапе в Антхольце, то их никогда нет. Я знаю свой организм: если поселиться в горах, то самые тяжелые дни – 3-4-й (то есть первые гонки этапа), следующая волна – 8-9-й.
***
Сама трасса – не такая уж рельефная, в основном равнина. Этим она мне и нравилась. Но это не значит, что она легкая – она рабочая. На равнине постоянно надо держать скорость: чуть сбавил – и уже получаешь отставание.
Трасса больше подходит мышечным спортсменам, которые могут отталкиваться, делать длинный прокат, идти на мощности, а не на биомеханических данных. Как правило, в Антхольце себя реализуют те, кому сложно на крутых подъемах на других стадионах.
Но есть нюанс: 1600 метров и этот равнинный профиль могут обмануть. Многие, чувствуя легкость, кидаются с первого круга, как будто они не в горах. Хотя надо быть очень-очень аккуратными, особенно крупным спортсменам. Если неправильно войдешь в гонку – высота не пощадит.
***
И на третий приезд в Антхольц – в 2011-м – я выиграл впервые в карьере: спринт с чистой стрельбой. Согласен, что победа могла показаться кому-то нелогичной: за несколько дней до этого я вылетел с трассы в Оберхофе, сломал лыжу – да и в целом сезон не шел. Наверное, победа не напрашивалась – честно, для меня тоже стала большим сюрпризом.
Помню, как бежал последний круг, и тренеры по дистанции подсказывали: идешь первым, в стольких-то секундах впереди соперников. Я слушал и удивлялся; больше всего радовало, что справился со стрельбой, но при этом понимал: силы не покидают, могу бороться до конца.
Сейчас не вспомню всю тройку, но в ней точно был Ларс Бергер – поэтому на последнем круге я думал: он может очень серьезно добавить, поэтому я тоже должен выложиться. Спасибо тренерам, что давали мне информацию каждые 500 метров, подгоняли, кто-то бежал со мной вдоль трассы. И болельщикам тоже спасибо – русских в Антхольце всегда много, и это большая мотивация.
Когда осознал, что это победа – наступило практически шоковое состояние. Один из тех моментов, которые запоминаются на всю жизнь. Это точно самая дорогая победа – такой старт, толчок. Сразу появилась вера в себя: понял, что готов бороться с любыми соперниками.
***
Как оказалось, тренировка перед этой гонкой – тоже очень значимая для всей моей карьеры.
За день до спринта я устроил себе контрольную. Шел снег, скольжение было нехорошее, но мне захотелось пробежать 7,5 км (то есть дистанцию женского спринта), чтобы продышаться. С первого круга пошел в бой – не справился с высотой и последний круг еле доехал. И потом думаю: как же тяжело будет завтра в гонке…
Но как потом оказалось: это даже хорошо – перед стартом так подышать, так потерзать себя. Потому что на следующий день или через день самочувствие гораздо лучше. Этот метод я потом использовал до самого конца. Если проанализировать мои выступления на этапах, то видно: как правило, на вторых-третьих гонках я лучше, чем на первых.
То есть таким образом Антхольц меня научил. Многие учатся на чужих ошибках, а я на своих. Для меня это важно по жизни: многие моменты стоит пропустить через себя, чтобы понять, что тебе нужно, а что нет.
***
Помню, как в сезоне-2016/17 мы с тренером увидели в расписании на Антхольц индивидуальную гонку. Я немного удивился, немного обиделся – нелюбимая гонка, шансов на хороший результат меньше. Но потом подумал: есть возможность именно в любимом месте совершить невозможное для себя – почему бы нет?
Состояние было невероятно тяжелым. Помню, как Андрей Сергеевич Крючков подсказывал мне по дистанции, а я не верил, что не то что не уступаю – а даже отыгрываю у Фуркада. Это моя единственная победа в индивидуалке: выиграть нелюбимую гонку в таком состоянии – дорогого стоит.
Еще запомнился успех в эстафете в 2016-м. Со стойки мы ушли вместе с Шемпом. На тот момент я очень хорошо изучил его на финишах и понимал: в рывке он слабее меня, поэтому моя задача – не проиграть тактически. В итоге начали гулять, пошли очень медленно – потом заметили, что к нам быстро приближается норвежец. Ускорились, но сохранили силы для рывка.
Вообще, финиш там интересный – с виражом: важно не прозевать момент, когда пора занять внутренний радиус. Конечно, если ты на голову сильнее соперника в створе, то можно бороться и по внешнему радиусу. Но когда вы примерно на равных, нельзя давать шанс сопернику первым зайти в поворот.
***
Если не считать гонки, мое главное воспоминание об Антхольце – тяжелое. В 2018 году после этапа мы не уезжали, а оставались на сбор, чтобы готовиться к Олимпиаде. В понедельник утром Крючков пришел ко мне в номер и рассказал о ситуации с допуском.
Да, грустно, но ничего не запомнилось сильнее этого…
На чемпионате мира желаю нашей команде удачи. Я верю в наших спортсменов – наверное, даже приеду к последним гонкам, чтобы подбодрить. Самое важное – это вера, надежда и поддержка. Не критика перед стартами, а только поддержка.