Андрей Маковеев сегодня стал серебряным призером индивидуальной гонки летнего чемпионата России на 20 км у мужчин. Чуть меньше десяти секунд он уступил Ивану Черезову, а из-за неприятности с оружием потерял на стрельбище около двадцати. О том, как это произошло, Андрей рассказал журналу «Лыжный спорт».
— Андрей, на последнем рубеже вы выдали что-то фантастическое, отстреляв на одном дыхании все пять выстрелов, причем абсолютно точно. Это был экспромт или уже пришли на рубеж с намерением рискнуть?
— Прежде всего, я шел на рубеж без патронов. На спуске у меня выпала обойма и я знал, что придется ждать, пока их принесут. Пришел, встал на рубеж, поднял руку, как положено правилами. И в этот момент ветра не было, к тому же стрелять пришлось уже на невысоком пульсе, на нормальном дыхании, было время восстановиться. Поэтому постарался отстрелять побыстрее, знал, что надо компенсировать время, затраченное на ожидание.
— Можно ли считать, что потеряли времени больше, чем отделили вас в финишном протоколе от Ивана Черезова?
— Я, честно говоря, не знаю. Наверное, потерял секунд двадцать, но я не расстроен, даже если это помешало мне выиграть. Во-первых, неизвестно, как бы я ещё отстрелял. К тому же потеря обоймы – это на 100 процентов моя ошибка. Я поднял руку, поправляя ремень, и зацепил обойму.
— Потеря обоймы – это не редкость? Я помню, с Дмитрием Ярошенко тоже такое случалось.
— Винтовка у меня требует доработки, надо кое-что доделать, чтобы не было больше таких казусов. Работа с оружием в подготовительный период идет постоянно, и не всегда возможно сделать идеально. Что-то в процессе, что-то меняется. Думаю, к сезону все эти нюансы будут учтены. Я понимаю, что на Кубке мира такая ситуация отодвинет не на одно место, а на десять, и такого нельзя себе позволить.
— Вы сказали, что работа с оружием идет постоянно. То есть спортсмен часто меняет форму ложи? Или просто нужно найти какой-то идеальный для себя вариант и на нем остановиться?
— По-разному. Часто бывает, что спортсмен только набравшись опыта начинает понимать, что необходимо что-то поменять в оружии. Есть исключения, как Ваня Черезов, которые сделали ложу и бегают с ней. Видимо, ему удобно, а мне приходится что-то менять, искать. Я надеюсь, что подходящей для меня ложей станет та, с которой я выступаю сейчас. Но вообще менять что-то в оружии – это нормально. Во-первых, пробуешь что-то новое. Во-вторых, человек сам меняется, например может измениться вес. К концу сезона устаешь, худеешь и поэтому меняется, как у нас говорят, прикладка к оружию. Приходится регулировать. Кто-то ремень подтягивает, кто-то иначе. Эти, на первый взгляд, мелочи, в нашем деле надо учитывать. Иногда трудно понять, отчего появились промахи, а может быть элементарно – ты похудел. А может, в другом причина.
Другая сторона вопроса — сам биатлон меняется, поэтому возрастают требования к оружию – нужно быстро изготавливаться, сокращать время до первого выстрела. На этом можно до 20 секунд выиграть или потерять, в современных условиях это очень много.
— Что можете сказать о трассе? Если во время гонки вдруг пойдет дождь, это создаст для участников неравные условия?
— Конечно, ведь по воде роллеры проскальзывают, особенно на подъемах. Поэтому приходится тратить гораздо больше сил. К тому же здесь, в Уфе, надо все время смотреть под ноги, чтобы не наступить на листву. Мокрый лист под колесом запросто может привести к травме. На одном из поворотов на дальней петле все участники сбрасывали скорость практически до нуля, останавливались, потому что там было просто опасно, поворот на 180 градусов, листва и плохой асфальт. В прошлом году я уже говорил про листья на трассе. Сейчас на одном из подъемов стоял тренер, подметал трассу. Будете смеяться, но просто хотелось остановиться и сказать ему спасибо. К сожалению, я не понял, кто именно это был. Я надеюсь, что мои слова заставят организаторов обратить внимание на состояние трассы. В Уфе вообще асфальт не слишком подходит для роллеров, он совершенно не держит в дождь, скользит. Мы сечас проводили сбор в Беларуси, там совсем другой асальт, на нем не страшны ни вода, ни листья. В идеале, конечно, надо бы поменять асфальт на тот, что предназначен для роллеров, тогда можно будет соревноваться хоть в дождь, хоть в снег.