Эта история стала своеобразным эхом обсуждения у нас на сайте проблем Красногорской лыжной трассы (ветка Красногорск 2022-2023). В той ветке участники обсуждения ссылались на некий проект благоустройства Красногорского леса, который теперь, благодаря размещению его на сайте ГТО Клуба, стал доступен широкой публике.
В развитие темы люди стали обсуждать, насколько целесообразно строительство лыжероллерной трассы на равнинной части Красногорского леса – там, где пролегают самые широкие и самые посещаемые просеки. Наиболее аргументированно мысли противников такого строительства изложил заместитель главного редактора нашего сайта, мастер спорта по лыжным гонкам, выпускник МГУ, житель города Красногорска Андрей Краснов. Горячим сторонником такого строительства (правда, не вступающим пока в публичную дискуссию) оказался тот самый человек, который на протяжении последних полутора десятков лет готовил для нас с вами утробинский круг – тоже мастер спорта и тоже выпускник МГУ Сергей Кондратков. И у меня родилась идея попробовать познакомить читателей нашего сайта с точкой зрения на проблему как Андрея, так и самого Сергея.
Я попросил Андрея изложить его мысли в небольшой записке, а тем временем набрал телефон Сергея. Скажу сразу — мы хорошо, обстоятельно поговорили, через пару дней я интервью расшифровал и положил на бумагу, а дальше началось непонятное: сначала Сергей забраковал мой вариант интервью, пообещав прислать свою исправленную версию, потом прислал эту исправленную версию, но через сутки отозвал её для дальнейших поправок, а ещё через три дня вообще отказался от публикации.
Понятно, что теперь я хорошо знаком с точкой зрения Сергея по этому вопросу, но коль скоро он свой текст отозвал, мы не будем с вами публично на него никаким образом ссылаться. Если Сергей когда-то созреет для такого разговора, мы с радостью предоставим ему эту площадку, а пока… Пока слово – Андрею Краснову.
* * *
Я живу в Красногорске с 2008 года. За это время я в качестве участника и организатора принимал участие во множестве соревнований по лыжным гонкам, кроссу, ориентированию, велогонкам, которые проходили в Красногорском лесу. Несколько раз в неделю я провожу в нашем лесу тренировки: летом беговые, зимой лыжные. Участвовал и в субботниках по благоустройству трассы, которые проводил Сергей Борисович Кондратков.
В то же время я в силу профессии и одновременно увлечения лыжным спортом побывал во множестве лыжных мест не только в России, но и за рубежом, так что сложил своё представление о том, как должны быть устроены лыжные трассы, не на пустом месте.
Проект по благоустройству Красногорского леса изначально вызвал у меня неприятие, так как сильно контрастировал не только с моим представлением, как должно быть устроено лыжное хозяйство, но и с тем, что я видел в большинстве лыжных центров России и мира.
Итак, какие я вижу минусы в устройстве «лыжероллерной трассы» в Красногорском лесу (Беру это словосочетание в кавычки, так как, на самом деле, проектом не предусматривается строительство лыжероллерной трассы, и я объясню, почему).
1. Самую большую беду я вижу в нарушении лесной экосистемы. Сейчас мы тренируемся и соревнуемся практически в первозданном нетронутом лесу, где можно встретить диких животных: зайцев, лис, белок, ежей и др. Из раскаленного в летнюю жару города и парящего асфальта я попадаю в зеленый оазис, где меня ждет приятная прохлада, пение птиц, стрекотание кузнечиков и прочие приятные лесные звуки. Теперь я буду приходить с асфальта на асфальт.
2. Строительство «лыжероллерной трассы» потребует рубки деревьев, расширения лесных просек. Если этого не сделать, «трасса» будет постоянно завалена лесным мусором, и даже если мы представим, что вдруг для содержания этой трассы будет выделен специальный человек и средства (хотя этот сценарий выглядит сказочно), это все равно не поможет сохранять трассу в пригодном для тренировок состоянии. Те же трассы в Головино и Одинцово, изначально проложенные в лесу, в итоге пришли к необходимости «стерилизации» окрестностей асфальтового полотна.
3. Строительство асфальтовой дороги в лесу автоматически привлечет в лес публику, никак не связанную со спортом, которая сейчас туда не доходит. Эта публика будет устраивать шумные пикники, оставлять горы мусора и другими способами нарушать имеющееся сейчас лесное спокойствие.
4. Эта же публика будет мешать тем, кто занимается спортом на «лыжероллерной трассе». Ведь такого понятия как «лыжероллерная трасса» в данный момент попросту не существует в правовом поле, а значит, это будет такой же кусок асфальта, как и асфальтовые дорожки в соседнем Губайловском парке. То есть эти люди будут иметь равные со спортсменами права, что будет приводить к столкновениям, травмам и как минимум испорченному настроению с обеих сторон.
5. Будущая «лыжероллерная трасса» в отличие от тех же Головино и Одинцово не будет иметь никакого спортивного смысла, так как предполагается, что она будет проложена по равнинным просекам. Таким образом, те, кому по большому счету, необходимы тренировки на лыжероллерах, получат такой вот «чемодан без ручки», которым и пользоваться нельзя, и выбросить жалко. Фактически, на данный момент целевая аудитория «лыжероллерной трассы» — это несколько десятков ветеранов-любителей, участвующих в любительских стартах. Те, кто зимой просто гуляет на лыжах в лесу, лыжероллеры никогда не используют, им это просто незачем, летом у них много других увлечений.
*
Но, как гласит народная мудрость, отрицая — предлагай, и вот моё видение лесного благоустройства.
1. Центром лыжной жизни — настоящим центром, а не формальным, как во многом это есть на данный момент — необходимо сделать лыжный стадион «Зоркий». Именно на базе лыжного стадиона в пределах территории, огороженной забором, необходимо построить лыжероллерную трассу длиной 2,5 км, которой смогут пользоваться и несколько сотен учеников спортивной школы, и спортсмены-любители, и профессиональные лыжники со всей области. Все петли уже спрофилированы, все условия для создания профессиональной лыжероллерной трассы имеются.
2. Выделить дополнительные ставки специалистов по подготовке лыжных трасс в зимний, и лыжероллерных трасс в летний период. Закупить технику, выделить ГСМ и другие расходники. Создать план-график подготовки лыжных и лыжероллерных трасс, в который будут входить как гомологированные трассы вокруг стадиона, так и сеть лесных лыжней.
3. Выравнивание и отсыпку лесных петель можно провести с использованием более экологичных, чем асфальт, материалов. Щепы, опилок и так далее.
Таким образом, мы получим настоящий лыжный центр со всей инфраструктурой, но в то же время не нарушим хрупкую экологическую систему леса, сохранив его для наших детей и внуков, не превратив лес в очередные асфальтовые джунгли.
Именно таким путем идёт большинство лыжных центров в Норвегии и Швеции, Финляндии и Австрии, Эстонии, Италии и России. Всегда есть какой-то небольшой (или намного реже большой) лыжероллерный асфальтовый круг в самом близком к «цивилизации» месте, который, как правило, непосредственно прилегает к городской застройке, имеет парковку и т.д. и т.п. При этом подавляющее большинство лыжных трасс остаются тропами или отсыпаются опилками. Нигде я не видел, чтобы лес «закатывался в асфальт».
Ну и последнее, что хочется сказать, так это то, что в российских реалиях две лыжероллерные трассы в одном и том же месте не построят никогда. Поэтому постройка псевдолыжероллерной трассы в лесу фактически поставит крест на мечтах спортивной школы иметь лыжероллерную трассу для подготовки юных
лыжников. А «на лыжку» сейчас у нас реально ходит чуть ли не полгорода (понятно, что я немного утрирую). Знаю это по собственной дочери, у которой из школьной параллели в спортшколе занимается добрый десяток ребят.
С уважением,
Андрей Краснов
* * *
Собственно, здесь далее должен был идти текст Сергея Кондраткова, но коль скоро у нас с вами его нет, давайте я попробую изложить свои собственные мысли по этому поводу.
Андрей безусловно прав в каждом своём слове и в каждом своём тезисе, я готов был бы подписаться под каждым его словом, если бы не одно «но». И «но» это заключается в том, что мы с вами живём не в Бельгии и не в Финляндии, не в Италии и не в Германии, мы с вами живём в России, где никакого местного самоуправления не существует в принципе, где связь между населением и государством осуществляется лишь в имитационном режиме, где те или иные лыжные центры возникают не вследствие желания местных жителей и не вследствие реализации той или иной типовой федеральной программы, а исключительно из-за того, что где-то каким-то непостижимым образом сложились те или иные благоприятные для лыжного спорта обстоятельства (например, появился меценат или к руководству регионом пришёл губернатор/мэр, неравнодушный к спорту и т.д.). Так возникли лыжно-биатлонные центры в Тюмени и Ханты-Мансийске, Рыбинске и Малиновке. В России крепкие, хорошо оснащённые спортивные школы типа подмосковной Истины соседствуют порой со школами, где дети ютятся в подвалах и катаются в обуви, место которой – давным-давно на свалке, поэтому появление новых лыжероллерных трасс, новых лыжных центров на территории России – всегда лотерея. Прибавьте к этому проблему повсеместного уничтожения лыжных трасс, до сих пор не имеющих у нас в стране никакого законного статуса. Поэтому строительство лыжероллерной трассы в Красногорском лесу я считаю целесообразным именно из-за того, что такая трасса совершенно точно, с вероятностью в 99% защитит утробинский круг от дальнейшего полного его уничтожения.
*
…Давайте начистоту? Меня всегда удивляло, с какой лёгкостью лыжная общественность России согласилась «похоронить» знаменитый утробинский круг. К Кубку мира мастеров 2005 года в Красногорске был построен шикарный лыжный стадион, командой Александра Кулакова были проложены новые, так называемые «кулаковские» петли (их ещё называют «росавтобанковскими»), обновлены старые петли утробинского круга, а дальше… Прошло 18 лет. Стадион этот используется сейчас по своему прямому назначению (как лыжный) лишь несколько раз в году, ратраком регулярно готовится только фисовская пятёрка, и тот самый знаменитый Иванов круг пришёл в полное запустение – не нашлось в Красногорске ни у руководителей города, ни у лыжной общественности ни сил, ни желания, ни квалификации защитить, сохранить, узаконить этот круг, добиться его функционирования и подготовки за счёт государства (и это при таком-то лыжном стадионе и при таких лыжных традициях города!). Спасибо Сергею Кондраткову и возглавляемому им Клубу ГТО, которые титаническими усилиями и не без помощи общественности сохранили этот круг и готовят его сейчас для нас с вами едва ли не вручную: мы с вами всем миром для клуба снегоход Тайга лишь в прошлом году, а до этого Сергей готовил трассу дешёвыми китайскими снегоходами-мопедами, которые у него постоянно ломались и которых у него собралось в качестве почти металлолома уже целых три штуки. Скажу больше – не будь Сергея Кондраткова и его Клуба ГТО, с вероятностью, близкой к 100 процентам, утробинского круга как такового сейчас уже не существовало бы и ломать копья вообще было бы не из-за чего: лыжные мосты сгнили бы, просеки – заросли, полки — осыпались. По сути, Сергей Кондратков стал тем человеком, который сохранил этот круг до сегодняшних дней, когда Министерство благоустройства Московской области пришло сюда с проектом благоустройства Красногорского леса (об этом проекте – ниже).
*
*
* * *
Когда я перешёл по ссылке, приведённой в обсуждении у нас на форуме, и полистал страницы презентации благоустройства Красногорского леса (в презентации он называется Опалихским лесопарком), я внутренне ахнул – это был очень качественный проект, учитывающий все интересы лыжников. Только вдумайтесь, на месте утробинского круга, брошенного властями Красногорска на произвол судьбы при практически полном попустительстве красногорской лыжной общественности, после реализации этого проекта может возникнуть самый настоящий лыжный оазис! Лыжероллерная трасса длиной в 5,5 км, 4,33 км из которых должны иметь систему искусственного оснежения. Освещённая сеть лыжней и пешеходных просек едва ли не в 20 км. При этом проектировщики предусмотрели прокладку параллельно с лыжероллерной и лыжной трассой пешеходных дорожек (мы все с вами прекрасно знаем на примере Одинцово, Марьино, парка Мещерский и пр. — если параллельно с полотном лыжероллерной трассы не проложить пешеходные дорожки, мамы с колясками, дети на трёхколёсных велосипедах, гуляющие с собаками, шумные компании шашлычников непременно пойдут прямо по полотну лыжероллерной трассы). Прибавьте к этому небольшой стартовый стадион прямо напротив дач, новую местную автодорогу-тупик до парковки непосредственно около старта (сейчас машины приходится бросать в сугробах примерно в километре от стартовой поляны), небольшие трибуны в стартовом городке, туалеты, точки общепита, тренажёрные городки, помещение для хранения снегоуплотняющей техники…
Мне кажется, проектировщикам Опалихского лесопарка удалось разработать очень хороший проект, учитывающий все интересы лыжников. Нам бы в Альфа-Битцу такой проект – счастливее меня не нашлось бы человека. Но нет, всё это великолепие в Битцу не придёт (по крайней мере пока), а в Красногорске это может стать реальностью уже завтра.
*
*
*
*
*
*
*
…Много говорят о том, что в Красногорский лес придут конники, которые якобы перепашут копытами лошадей все лыжные трассы. Но тут нужно принять во внимание два обстоятельства:
— во-первых, для лошадей предусмотрены отдельные, проложенные иногда в стороне, а иногда и параллельно с лыжными трассами, маршруты;
— а, во-вторых, нужно помнить, что со времени строительства лыжного стадиона в Красногорске прошло уже 18 лет. Всё это время стадион существует сам по себе, а Утробинский круг – сам по себе. Просто вдумайтесь в абсурдность ситуации: в городе есть прекрасный современный лыжный стадион, ратрак, снежные пушки, в городе есть знаменитая на всю Россию лыжная трасса, но вместе эти два понятия за прошедшие 18 лет ни администрацией города, ни лыжной общественностью города так и не были соединены. Не знаю, что тому причиной: не выделяются деньги на солярку, не хотят платить зарплату водителям ратрака, ещё что-то – повторю — не знаю, но ратрак за пределы фисовской пятёрки все эти годы – ни ногой!
Именно это обстоятельство косвенно указывает на то, что утробинский круг все эти годы находился под угрозой, его физическое уничтожение во все эти годы было вполне вероятным, и держался этот круг на поверхности лишь благодаря тоненькой ниточке под названием Клуб ГТО, Сергей Кондратков, китайский снегоход «Динго» за 150.000 рублей, купленный вскладчину несколькими десятками лыжников-энтузиастов. И в свете этого обстоятельства предстоящее благоустройство парка с сооружением столь масштабной лыжной инфраструктуры даёт некие неформальные гарантии того, что этот знаменитый круг если не лыжниками, так хотя бы конниками в том или ином виде в Красногорске всё-таки будет сохранён.
* * *
Я поинтересовался у Геннадия Фищенко, лидера СОК ГАБО – каково его мнение об этом проекте? Вот что он написал мне:
Мне лично, как Председателю Совета Ассоциации «Организаторы лыжных трасс», нравится проект Красногорской лесопарковой зоны: минимум вмешательства в природный ландшафт, шикарный парк для отдыха, различных активностей населения с учётом интересов лыжной общественности.
Еще ранее, на совещании с Главой Красногорского городского округа, было принято решение о строительстве парковой зоны и сохранении и развитии знаменитой лыжни Ивана Утробина и лыжероллерной трассы.
Огромное спасибо руководству Министерства благоустройства Московской области, любезно предоставившего нам в АОЛТ этот проект для совместной корректировки с проектной организацией лыжной и лыжероллерной трасс.
Мы в ГАБО были бы очень рады, если бы государство столько средств вложило в нашу ГАБОвскую народную лыжную трассу (летом терренкур), но пока мы пытаемся жить на небольшие народные пожертвования, личные средства и за счёт работы волонтёров.
* * *
Конечно, нужно признать — если делать всё по уму, то нужно было бы, как написал выше Андрей Краснов, закатывать в асфальт петли вокруг лыжного стадиона, монтировать там стационарную систему оснежения (не довольствоваться двумя жалкими пушечками на стадионе, а проложить хотя бы 2,5-километровую стационарную систему оснежения вдоль всей лыжной трассы), расширять там парковки (их сейчас в дни проведения соревнований катастрофически не хватает), а в лесу — отсыпать просеки гранитным отсевом, проводить дренажные работы (Опалихский лесопарк сильно заболочен), освещать просеки, то есть нужно было бы обустраивать тот самый знаменитый на весь мир утробинский круг, а лыжный стадион делать смысловым центром всего этого проекта, но… Это Россия, здесь всё делается не благодаря, а вопреки. Никто ведь не мешал лыжникам сделать это на протяжении последних 18 лет, правда? Но ведь не делалось? Поэтому надо брать то, что дают.
Понимаете, Андрей, никто сейчас не выделит финансирование на реконструкцию лыжного стадиона, а лесопарк попал под губернаторскую программу благоустройства подмосковных парков, под это выделены бюджетные средства, и если их сейчас не использовать на благоустройство лыжной трассы, они волшебным образом не перетекут на лыжный стадион, эти деньги просто будут израсходованы здесь же, в этом же парке, например, на оборудование полноценных конных маршрутов, где (возможно) в дальнейшем будут проводиться чемпионаты мира по конному спорту. Много лет проводилась Красногорская лыжная гонка, а теперь будут проводиться кубки и чемпионаты мира по конному спорту, просто поменяется одно на другое, идёт эволюционный процесс, никто не заплачет (раньше красногорцы гордились одним, теперь будут гордиться другим). Ничего не поделаешь, лыжники «спали» возле этой трассы долгие десятилетия, а пришли конники, предложили вот такой вариант благоустройства знаменитой лыжной трассы, и нужно соглашаться, потому что велика вероятность, что иначе круг этот вообще исчезнет с лица земли, и никто: ни администрация города или области, ни ФЛГР, ни пресловутая лыжная общественность даже и не «дёрнутся»…
Хочу присоединиться к словам Геннадия Васильевича Фищенко и поблагодарить как авторов проекта, так и руководителей города Красногорска, а также Министерства благоустройства Московской области за добротно проделанную работу и предложенную концепцию сохранения гордости России – знаменитого утробинского круга – на моей памяти проектировщики впервые подготовили столь качественный, учитывающий все интересы лыжников, проект. Если он будет реализован, утробинский круг совершенно точно начнёт жить своей новой жизнью.
Ждём реализации и по-хорошему завидуем красногорцам.