Сегодня хочется вспомнить о появлении пластиковых лыж и о гомологации лыжных трасс для проведения соревнований Кубка мира в нашей стране.
В 1973 году в Ленинграде проходил чемпионат мира среди среди юниоров. Накануне начала соревнований мы с Павлом Матвеевичем Виролайненом решили посмотреть трассу. Вскоре нас обогнал немецкий юниор, который использовал лыжи, не имеющие никаких надписей на внешней поверхности.
Это нас это очень заинтересовало, мы догнали спортсмена, попросили показать скользящую поверхность и были удивлены, что она из пластика. Этим спортсменом был Георг Ципфель (ФРГ), который стал чемпионом Европы в гонке на 15 км. Он обыграл Евгения Беляева и Николая Бажукова, которые заняли второе и третье места на 1.10 и на 1.15 соответственно. Кроме того, Ципфель показал лучший результат в эстафете 3х10 км, обыграв Беляева на 1 минуту 5 секунд. Позже он стал старшим тренером сборной юниорской команды ФРГ, членом ФИС, автором правил соревнований по дуатлону.
В 2002 году во время чемпионата мира среди юниоров в Шонахе мы с Ципфелем написали письмо в FIS о проведении соревнований чемпионата мира среди молодежи до 23 лет, которое подписали и другие тренеры национальных юниорских команд. По итогам рассмотрения письма Международная лыжная федерация приняла решение о проведении чемпионата мира среди молодёжи.
В 2003 году Георг Ципфель посетил спортивный центр «Юность» в Острове, где выступил с докладом о подготовке юниорской команды Германии.
* * *
В мае 1973 года в московском парке Сокольники проходила международная выставка «Интерлесмаш», на которой австрийская фирма Кнайсл показала производимые ей пластиковые лыжи.
На следующий день я поехал в отдел зимних видов спорта спорткомитета СССР
и рассказал об увиденном на выставке. Руководители отдела лыжных гонок
ответили, что никаких пластиковых лыж не будет, а останутся деревянные. В 1974 году чемпионат мира по лыжным видам спорта проходил в шведском Фалуне, и Кнайсл привёз туда целую фуру пластиковых лыж и раздавал их бесплатно, заявив, что разорит финскую фирму Ярвинен, выпускающую популярные и одни из лучших деревянных лыж, которые использовались лыжниками многих стран.
В 1975 году на чемпионате Европы среди юниоров большинство участников уже
выступало на пластиковых лыжах, а мы продолжали использовать деревянные. Мы перешли на использование пластиковых лыж в 1976 году в соревнованиях зимних Олимпийских игр в Инсбруке, что позволило Сергею Савельеву и Николаю Бажукову стать олимпийскими чемпионами в гонках на 30 и 15 км.
* * *
Несколько слов о гомологации лыжных трасс для проведения международных соревнований и Кубка мира по лыжным гонкам.
Как известно, чтобы провести соревнования Кубка мира в определенной стране, требуется инспекция лыжных трасс представителями FIS, которая выдает трассе разрешение и сертификат. Большую помощь в гомологации лыжных трасс в нашей стране оказал инспектор FIS Петер Петречик из Словении. Ранее он работал на лыжной фабрике Элан, а затем стал постоянным членом FIS. Для проведения гомологации лыжных трасс в нашей стране он посетил Крылатское, Красногорск, Яхрому, Рыбинск и Остров.
По трассе в Крылатском, где проходил этап Кубка мира , Петричек просил решить вопрос по переходу автомобильной дороги, которая пересекала лыжню со старта и на финиш. Мы сослались на что мэр Москвы Юрий Лужков обещал построить на этом месте мост. И хотя Петречик отрицательно относился к мостам через трассу, он согласился. И когда зимой он приехал в Москву на Кубок мира и увидел, что моста нет, был очень огорчён. Вместо моста организаторы выставили на месте перехода стартовой и финишной лыжни патруль из солдат.
Через год Федерация лыжных гонок России пригласила П.Петричика сделать гомологацию лыжных трасс в Яхроме, где проходили всероссийские соревнования .лыжников-гонщиков. Виктор Александрович Иванов поручил Валерию Чемезову собрать все подъёмы, какие возможно. После короткого знакомства с трассами Петричек стал вздыхать. Я его спрашиваю: «Что с тобой?» Он отвечает: «Альберт, это невозможно. Много нарушений по крутизне подъёмов». И не принял трассы, сказав, что их можно использовать только как резерв, если не будет снега в Крылатском.
Когда в Красногорске построили лыжный стадион, руководство города и Московский областной спорткомитет решили проводить международные соревнования. Федерация лыжных гонок России вновь обратилась к Петричеку. Я вспоминаю, как мы пошли по трассе вместе. С нами был Иван Утробин, который много физических и душевных сил вложил в лыжные трассы Красногорска. Пройдя первые два километра, Петричек, сказал, что он сразу принимает трассу для проведения соревнований по спринту, которая используется и сейчас. Далее пошли по трассе, которая ему тоже понравилась, но с одним замечанием: надо увеличить второй подъём, так он имеет недостаточный угол крутизны.
Далее мы поехали в Рыбинск. Здесь Петричеку тоже не понравился переход со старта по мосту, но он согласился и просил расширить мост. Пошли смотреть трассу дальше. Понравились подъёмы, их сочетание, расположение, но когда пригласили пойти дальше по трассе и ознакомиться с кругом 10 км Петричек отказался, объяснив, что ФИС под давлением Евроспорта сократила макисмальную длину соревновательного круга до 7,5 км.
Из Рыбинска мы поехали на машине в Остров смотреть лыжные трассы и лыжный стадион центра «Юность». Осмотрев лыжные трассы и стадион, Петричек сделал свои замечания. Лыжный стадион не соответствовал требованиям ФИС по длине и ширине, и надо было его увеличить длину до показанных Петричеком границ. По лыжным трассам замечания были небольшие, но они тоже не были приняты.
Несколько слов о лыжных трассах Кавголово. Большую работу по их подготовке провели доцент кафедры лыжного спорта Ленинградского института физкультуры П.М.Виролайнен и преподаватель кафедры В.Семёнов, которые провели расчистку и расширение лыжных трасс до 9 метров, сами пилили деревья, убирали ветки, пни, засыпали ямы.
До этого Виролайнен сделал лыжероллерную трассу, которую ленинградцы назвали трассой «БАМ». Когда в 2003 году в Кавголово проводился Кубок мира, директор северных дисциплин Бенгт Эрик Бенгтссон, проехав трассу на «Буране», сказал, что это «трасса ХХI века». Надо вспомнить, что Бенгтссон провёл два семинара техделегатов ФИС по лыжным гонкам и приём экзаменов по знанию правил соревнований в Острове и Мурманске, по итогам которых семь судей ФЛГР стали техделегатами ФИС.
Хочется выразить благодарность Петеру Петричеку и Бенгту Эрику Бенгтссону за большую помощь по гомологации лыжных трасс в нашей стране, благодаря чему на них можно проводить международные соревнования .
А.Л. Вахрушев — заслуженный тренер России , техделегат ФИС