23 декабря на склоне Эльбруса погиб калининградский хирург Павел Затолокин. Врач отдыхал в компании двоих друзей. Был густой туман, плохая видимость. Павел не смог вовремя затормозить, сорвался с трассы в обрыв на глазах друзей. Он не смог затормозить или сгруппироваться. Люди, которые поспешили на помощь, пробирались к нему около часа, по предварительным данным он умер из-за переохлаждения.
24 декабря на одном из московских горнолыжных комплексов в ходе катания 59-летний мужчина получил травму и впоследствии умер. По факту гибели мужчины проверку проводит столичное управление СК России и Чертановская межрайонная прокуратура.
1. Уважай окружающих.
Лыжник или сноубордист должен вести себя таким образом, чтобы не подвергать опасности и не наносить ущерб окружающим. Сноубордист/ лыжник несет ответственность за свое поведение на склоне и за неисправность своего снаряжения. А также за использование недавно разработанного снаряжения.
2. Контролируй скорость и направление движения.
Лыжник/ сноубордист должен двигаться, контролируя скорость, соответствующую его навыкам и опыту катания, а также выбирать линию предсказуемую для райдеров, движущийся выше по склону. Выбирать трассы не превышающие уровень катания. Необходимо учитывать не только заявленную сложность трассы, но и текущие погодные условия (количество снега, видимость), количество людей на склоне.
Райдер должен быть способен совершить экстренные остановку, поворот и любое движение (при необходимости).
При ограничении видимости, а также на месте пересечения трасс, на выкатах в зону подъемников райдер должен снизить скорость до безопасной и максимально контролируемой.
3. Выбирай направление.
Лыжник/сноубордист, двигающийся по склону сверху вниз, обязан выбрать траекторию движения, предугадывающую движения и линию райдера, находящегося ниже по склону.
У райдера, находящегося ниже по склону всегда приоритет в спорных моментах. Но, как было сказано выше, лучше двигаться предсказуемо, чтобы не провоцировать столкновения.
4. Обгон.
При совершении обгона, необходимо строить свою траекторию движения, учитывая любой возможный маневр окружающих райдеров. Не создавайте аварийных ситуаций и сложностей для других и для себя.
5. Выход на склон, начало движения. Движение вверх по склону.
Перед тем как начать движение после остановки, убедитесь, что вы не создадите этим опасной ситуации для себя и окружающих.
Возможно кто то едет на достаточно большой скорости и ваш маневр будет для него неожиданностью. Конечно при столкновении будет виноват он (в соответствии с 3 правилом), но лучше этого избежать просто посмотрев по сторонам перед началом движения.
Если вы достаточно опытный райдер и тренируете карвинговый поворот позволяющий поехать вверх по склону, то перед началом маневра убедитесь, что это не будет неожиданностью для новичка. Согласитесь, что когда вы только начинали кататься, то не ожидали увидеть кого то едущего вверх по склону.
6. Остановка на склоне.
Не останавливайтесь в узких местах, на перегибах и там, где вас могут не заметить сверху. Если вы упали в таком месте, то необходимо как можно быстрее освободить склон вновь начав движение или отползти на край трассы.
Совершайте необходимые остановки на краю трассы.
7. Подъем и спуск без лыж/ сноуборда.
Любое движение без снаряжения происходит строго по краю трассы.
8. Соблюдай знаки и разметку.
Служба трасс не зря делает разметку и расставляет знаки. Обращайте внимание на маркировку трасс, указывающую на её уровень сложности. Заезжая за ограждения, вы подвергаете свою жизнь опасности.
9. Помощь пострадавшему.
Если вы стали свидетелем столкновения или видите, что человеку нужна помощь, то:
а. выше по склону поставьте ограждение, сигнализирующее другим о том, что необходимо быть аккуратнее;
б. поинтересуйтесь, нужна ли помощь;
в. при необходимости вызовите спасателей (номера спасателей указаны на ski-pass);
г. оставайтесь с пострадавшим до прибытия спасателей.
*Не забывайте, что первую мед. помощь может оказывать только квалифицированный специалист. Если есть подозрения на травму не пытайтесь двигать пострадавшего, давать ему еду или воду.
10. Идентификация участников происшествия.
В случае, если вы стали участником или свидетелем столкновения, вы должны обменяться контактными данными.
Сделайте фотографии места происшествия и подробно расскажите спасателям о случившемся, в дальнейшем это может сильно помочь в определении меры гражданской или уголовной ответственности.