08.01.2025

Вуокатти сблизился с Москвой на несколько сот километров.

Репортаж sportwine.ru

Вся Финляндия, как и Вуокатти, приблизилась к Москве из-за введенной платной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом. Пока дорога завершена не полностью, а только большей частью (около 400 км из 700), экономия времени по сравнению с прошлыми годами всё же заметна.

Когда-то путешествия в Финляндию проходили по знакомой схеме: долгое время ехали по трассе Москва — Питер со скоростью 60-70 км/ч, проезжая десятки, а возможно, и сотни населённых пунктов, затем с помощью карты находили путь через центр Питера, неизбежно путались и попадали на север города каждый раз новым маршрутом, а после по малознакомой, неудобной трассе Питер — Выборг («Скандинавия») ехали уже в темноте до Светогорска. В Светогорске или Иматре останавливались на ночлег (так поступаем и сейчас), а на следующий день осветившимся днём преодолевали оставшиеся 410 км до Вуокатти за шесть часов. Именно эти шесть часов спокойного автомобильного путешествия по хорошим финским дорогам при ярком солнце, с любованием живописными финскими пейзажами, непременно заканчивающимися катанием на лыжах по освещённой трассе и посещением бани вечером, были для нас самыми приятными часами — день воспринимался уже не как работа, а как начало отпуска, первый день из отпуска, наслаждение погружения в другие, не московские реалии.

Конечно, понимаю, что некоторые ездят в Вуокатти за день. Даже знаю тех, кто не только туда, но и в Леви или Саариселку (1900 км) доезжает за 30 часов, да ещё и одному водителю! Но я уже не способен на такой экстрим. Вообще, для меня поездка на машине — это бонус, часть отдыха, и поэтому стараюсь избегать ночных переездов по незнакомым дорогам, особенно в России.

Пятнадцать лет назад я попытался проехать из Вуокатти до Москвы за один день, но это не понравилось: пришлось покинуть дом в четыре утра (соответственно, встать в три часа ночи), а домой вернулся лишь в два часа ночи (и уснул соответственно в три утра). В итоге получилось не одна, а две скомканные ночи. От дороги устал сильно и после этого отказался от подобных вариантов.

Поездка в этот раз была более быстрой. До Петербурга я добрался засветло, что раньше случалось редко. По ЗСД и до Выборга дорога проходила днем, лишь последний участок от Выборга до Светогорска преодолел под вечерней тьмой. В Светогорске я появился в семь вечера вместо привычных десяти часов. Новая возможность встала перед мной — доехать до Вуокатти за один день. Тем более что платная дорога между Москвой и Петербургом продолжает строиться, а в следующем году запустят возможно 600, а то и 669 километров трассы вместо запланированных 400.

Автобан — платная дорога с современным освещением, имеющая две полосы движения в каждом направлении и широкие асфальтированные обочины. Novgorod.ru
Платная дорога в цифрах: участки Москва — Солнечногорск и Тверь — Великий Новгород уже работают. После полной запущенности проезд по трассе обойдётся примерно в 2000 рублей. Протяжённость от МКАД до КАД составит 669 км, разрешенная скорость – 130 км/ч. Экономия времени по сравнению с дорогой М10 составит около 3,5 часов. С учётом экономии при проезде через ЗСД, Финляндия окажется в 4,5 — 5 часах езды. ТАСС

ПЛАТНАЯ ДОРОГА

Новая платная трасса в последнее время стала лучше: теперь вдоль неё есть заправки. Правда, они небольшие, контейнерного типа, без кафе и туалетов, но появляются примерно через каждые 50 километров. Посередине пути расположилось вполне приличное кафе, где можно перекусить. Там я съел борщ и творожные сырники — вкусно, но не очень дёшево (около 300 рублей). В целом трасса пока пустая, инфраструктура практически отсутствует, выглядит это странно. Но думаю, со временем здесь всё появится: такая крупная транспортная артерия – лакомое место для бизнеса.

Парковка пустует. Летом, возможно, приятно было бы отдыхать возле этих скамеек. Сейчас, в ноябре, о таком никто не думает. Иван Исаев
На стоянках установлены урны и временные туалеты из пластика. В дальнейшем ожидается улучшение инфраструктуры. Пока же это приемлемый вариант. Иван Исаев
Мобильные АЗС можно найти примерно каждые 50 километров. Фото сделано с места водителя на скорости 140 км/ч, поэтому прошу прощения за его качество. Иван Исаев
Практически все автомобили имеют спидометры, которые показывают скорость выше реальной на 6-10 километров в час. Чтобы поддерживать скорость по навигатору на уровне 140 километров в час, пришлось установить круиз-контроль на 150 километров в час. При этом реальная скорость движения всё равно составляет 140 километров в час. Иван Исаев

ЛИМИТ СКОРОСТИ

Меня удивил его поступок. Официально разрешены 130 км/ч — как вам такое? Видели ли вы где-нибудь в России подобное? Конечно же, к этому ограничению я сразу добавил джентльменские 10 км и, задействовав круиз-контроль, весь участок дороги проехал со скоростью 140 км/ч. Правда, ехать можно было бы и быстрее — на трассе, похоже, пока не установлено ни одной камеры, и многие этим обстоятельством пользовались, пролетая мимо меня с гораздо более высокой, чем 140 км/ч, скоростью. Но ведь мы не спешим жить, правда? Мне вполне хватило и этих 140…

ПОСЧИТАЕМ?

За двадцать лет вокруг Санкт-Петербурга произошли существенные изменения. Построена КАД, дорога Москва — Санкт-Петербург частично стала платной, а недавно открыт ЗСД. Время в пути сократилось примерно на четыре часа, и в будущем может составить около шести часов.
Теперь можно съездить в Вуокатти за один день, отказавшись от поездки по Финляндии утром. Но зато приятно: утром выйти из дома и вечером приехать в коттедж, без ночёвок в гостиницах. Транспортная ситуация на участке Москва — Выборг непременно улучшается.

Открытие Западного скоростного диаметра сделало возможным создание в Санкт-Петербурге транспортного кольца, подобного московской МКАД, которое соединяет город с Калужским автомобильным кольцом. ТАСС
По моему мнению, ЗСД вместе с двумя необыкновенно красивыми вантовыми мостами стал визитной карточкой города, его достопримечательностью. В темноте с высоты птичьего полёта его красота поражает. В правом углу, подсвеченный голубым — стадион «Санкт-Петербург». Zaburdaev.ru
Также это ЗСД — изящная арка над стадионом «Санкт-Петербург». ТАСС
Это ЗСД. Специально для движения двух встречных потоков транспорта используется уникальная технология разведения по двум разным уровням – коридорам. Такой подход был выбран из-за плотной застройки, прокладку магистрали которой затрудняло строительство иначе. ТАСС
В некоторых участках ЗСД проходил практически по крышам уже возведенных жилых и офисных зданий. Рассказывают, что удалось проложить ЗСД так, что пришлось снести всего четыре дома. Во всех остальных случаях магистраль прошла через жилые и промышленные районы либо в тоннеле, либо по эстакадам. Vaganov.org
Лимит скорости для города необычайно высок, учитывая то, что участок дороги большую часть времени идёт по дуге, прямых участков здесь мало. В сравнении с тем же лимитом 100 км/ч на МКАД, где изгибов трассы такого плана нет, это особенно заметно. ТАСС

ЦЕНА ВОПРОСА

Записывал все расходы на платных участках дороги на бумажку. По приезде в Вуокатти потерял её. По памяти сумма составила около 1500 рублей. Считаю это небольшим расходом с учётом экономии времени, комфорта и безопасности передвижения.

ЛЕНТА ВДОЛЬ ДОРОГИ

В районе Йоенсуу заметила, что лес отгорожен от дороги сигнальной лентой, чтобы отпугивать животных, которые могут выскочить под колеса. В прошлом году на подъезде к Саариселке при езде со скоростью 75-80 км/ч в свете фар мелькнула голова оленя, выскочившая из кювета прямо на дорогу. Успела отвернуть машину от головы, но по рогам все же попала. Олень перевернулся, упал, вскочил и ушел. Разбилась фара, помято крыло, бампер, капот. Ремонт всех элементов обошелся бы в сотню тысяч рублей. Поменяла фару, а бампер, крыло и капот оставила без внимания — так и езжу теперь с небольшими вмятинками, напоминающими об этом столкновении.

Как назло, свидетелем столкновения с оленем стал норвежец, двигавшийся позади меня, который начал мне настойчиво объяснять, что нужно позвонить в полицию. Делать нечего, звоню. Объясняю: так и так, ночное столкновение с оленем. На том конце провода спрашивают: «Что с оленем?». «Вскочил и убежал в лес», — отвечаю. «А что с машиной?» Думаю – наверняка ведь в этом столкновении виноват окажусь я, а не олень и уж тем более не хозяин оленя, так что на какие-то выплаты по страховке мне, скорее всего, рассчитывать не приходится. «Никаких серьёзных повреждений нет» — отвечаю. «Тогда езжайте дальше, и будьте в дальнейшем осторожнее», — говорит мне полицейский.

Я зафиксировал место, дату и время происшествия, чтобы иметь сведения для выезда из страны на поврежденном автомобиле. Также записал время телефонного звонка в полицию и, опечаленный случившимся, направился в сторону Саариселки.

Ах, эта сигнальная лента рядом с Йоэнсуу… Зачем она не была здесь годом назад возле Саариселькe?

Этот снимок сделан около Йоенсуу. Несмотря на рассвет, для фотоаппарата света недостаточно — кадр сделан с выдержкой в 1/6 секунды и получился размытым. Как видите, между деревьями на обочине натянута сигнальная лента, защищающая автостраду от диких животных в районе Йоенсуу, которой не оказалось на подъезде к Саариселке. Иван Исаев

ВУОКАТТИ «ПЛАЧЕТ», НО НЕ СДАЁТСЯ

В пути и в России, и уже в Финляндии постоянно шел дождь. Автомобильный термометр показывал стабильно плюс восемь. По приезду дождь вроде бы прекратился, но температура всё ещё оставалась плюсовой: ночью до плюс одного-двух градусов, днем до плюс пяти-шести.

Лыжная трасса знакома и привычна: куча снега перед стрельбищем, петли вокруг. Но появились изменения. Финны задействуют новые петли, раньше не используемые, проходя через них возле стрельбища, вместо прохождения по тоннелям к автостраде. На ноябрь круг состоит из четырёх подъемов и трёх спусков, длиной три километра. Дважды спускаться по одному спуску — хорошее решение, так как это пропускает больше спортсменов, чем подъём. Трасса заметно увеличилась в длине при относительно небольших затратах снега на отсыпку нового подъёма. Можно использовать только пологие подъёмы (их два), только крутые (их тоже два) или комбинировать их.

Снег быстро тает, что хорошо видно по разворотной петле, использувшейся в середине октября. Трассу постоянно приходится обновлять, подсыпая снег, который через несколько дней уменьшается в высоте. Тренеры из России сообщили, что прогноз погоды на ноябрь неблагоприятный, и финны до декабря не собираются увеличивать длину круга. Лучше иметь гарантированных 3 км, чем сделать 5 км и потом не иметь снега для подсыпки проблемных мест на такой протяжённой трассе. Примерно 15 лет назад продолжительные дожди проделали существенные прорехи в 5-километровом круге, и финнам стало нечем заделывать их. В тот год многие уехали из Вуокатти в поисках снега, а кто не мог, перешёл кататься в трубу. С тех пор финны предпочитают всегда иметь достаточно снега про запас, чтобы даже при экстремальном тепле и дождях иметь возможность подлатать трассу.

В часы пик подыскать свободное место для машины возле стрельбища достаточно затруднительно, поскольку авто останавливаются непосредственно у него. Иван Исаев
Вид на сугробы и проложенные рядом лыжные трассы с высокой точки, расположенной неподалёку. Иван Исаев
На дороге иногда бывает очень много машин. Иван Исаев
Место неудачное для снега. Вода здесь застаивается, не уходит, постоянно разрушает дорогу. За этим участком нужен постоянный надзор. Сегодня утром финны снова привели его в порядок, подсыпнув свежий снег из нескольких машин. Иван Исаев
Белоснежные петли лыжной трассы среди вечнозелёных сосен выглядят красиво. Иван Исаев
На трассе найдут себе развлечение как опытные лыжники, так и предпочитающие спокойный темп ветераны-спортсмены. Иван Исаев
В нескольких местах по трассе закопаны гибкие пластиковые трубы с верёвкой внутри. Зачем — непонятно. Может быть, для отвода талой воды? Но нет, тогда трубы лежали бы на земле, а они закопаны высоко, над грунтом на 10, а иногда и 15 см. И по ним точно не течёт вода. Быть может, трубы нужны для телевизионных трансляций — протаскивать через них кабели? Не знаю… Если кто-то знает ответ, напишите в комментариях. Иван Исаев
Как я считаю, этот маленький ручей снега на заднем плане – это остатки разворотной петли, использовавшейся на первом этапе открытия лыжной трассы. Сейчас её не используют (трассу здесь продлили), и она почти совсем растаяла. Иван Исаев
В точке пересечения лыжной и лыжероллерной трасс явственно заметно малое количество снега, которое постоянно тает. Но за день до вчерашнего финны восстановили участок, привезя сюда несколько десятков грузовиков со снегом, благодаря чему толщина снежного покрова в этом месте увеличилась. Иван Исаев
С этой точки зрения стопка опилки кажется даже более внушительной, чем стопка снега. На самом деле обе примерно одинаково велики и имеют высоту с трёхэтажный дом. Опилки — продукт многолетнего труда: весной рассыпают их поверх снега плотным слоем, а осенью собирают, повторяя эту процедуру ежегодно. Говорят, что ежегодные потери опилок составляют 10-15%. Иван Исаев

ВО СКОЛЬКО ВЫХОДИТЬ КАТАТЬСЯ?

Знаю, что в пик времени на трассе в Вуокатти много машин, поэтому привык выходить в восемь утра по финскому времени, то есть в девять по московскому. Выходил бы и раньше, если бы у финнов продавали недельный или двухнедельный абонемент. Можно купить абонемент, но каждый день нужно приходить на ресепшн в лыжный тоннель, предъявлять его, чтобы сделать прокол и получить цветную ленточку на руку именно для этого дня. Тоннель открывается только в восемь утра. Без этого бы выходил минимум на полчаса, а то и час раньше – светает до восьми.

Вечерние тренировки я стараюсь проводить в промежуток между тремя и четырьмя часами дня, чтобы избежать основной массы катальцев, занимающих трассу за час до вечера. В это время народу меньше, поэтому получается неплохо.

Мой университетский товарищ Юра Кирьянов решил эту проблему так: выходит на утренние тренировки в 12-30, а на вечерние — в 18-30 – 19-00. Так ему удаётся избежать часа пик, и утром он даже успевает поймать свеженарезанную лыжню (как раз в это время финны обновляют её после утреннего часа пик).

Тем, кто тренируется в составе команд, нет возможности изменить график: у них единый распорядок дня с определенными часами завтрака, обеда и ужина. Утренние тренировки начинаются в 9:00 — 9:30, а вечерние — около 17:00 — 17:30. В это время на трассе становится особенно многолюдно.

Кто-то едет на велосипеде к лыжной тренировке, держа лыжи и палки. Иван Исаев
Прокат в Вуокатти до сих пор платный. Билет за один день стоит 20 евро, и им можно пользоваться весь день без ограничений по времени. Но если взять абонемент на несколько дней, действуют скидки (правда, не очень большие). Мне понадобилось купить абонемент на двенадцать дней. Если бы я каждый день покупал билеты, мне пришлось бы потратить 240 евро. С учётом скидки абонемент на эти же двенадцать дней обошёлся в 192 евро. Эти цветные ленточки нужно получать каждый день на ресепшн в лыжном тоннеле и закреплять у себя на руке в виде колечка. Наличие ленточек на трассе иногда проверяют. Иван Исаев

Мной был замечен факт отсутствия на лыжном тоннеле сосен. Хорошо помню, лет десять — двенадцать назад на нём молоденьких сосен было предостаточно. Возможно, финны решили не дожидаться момента, когда сосны вырастут и своими корнями начнут разрушать бетонный купол тоннеля. В итоге сейчас весь тоннель выглядит словно раздетым. Иван Исаев

КИТАЙЦЫ

У нас тут на форуме появилась веткаГоворят, что китайцы недавно оккупировали Вуокатти: якобы арендовали все коттеджи на несколько лет вперёд в Вуокатинхови. Честно говоря, китайцев в Вуокатти немного видел — человек 20-30 кто-то из полупрофессиональной команды, катавшейся по лыжной трассе. Впрочем, их было ненамного больше, чем корейцев, украинцев, русских или белорусов, и следов какого-то масштабного их присутствия в Вуокатти я не обнаружил.

Вспомнил прошлый год и нашествие филиппинцев на Саариселку. Там их было действительно много — каждый день к нашему отелю подъезжали два-три больших автобуса и столько же уезжали. Филиппинцы были повсюду: в магазинах, кафе/ресторанах, аквапарке, на лыжной трассе. Особенно много их было на лыжной трассе. Лена на лыжах катается небыстро, привыкла, что её обгоняют. А тут ей приходилось постоянно выходить из лыжни и обгонять целые группы хохочущих и кидающихся снежками филиппинцев. В итоге она была очень недовольна таким качеством катания. Пока в Вуокатти дело не дошло до такого уровня (по два-три автобуса, подъезжающих ежедневно к одной только гостинице).

Китайцы, филиппинцы и индусы (их сейчас тоже много едет в Финляндию) — абсолютно спокойные, миролюбивые люди. С ними не испытываешь дискомфорта. Что финны смогли найти альтернативу в условиях сильно схлопнувшегося туристического потока из России (по некоторым данным, в четыре-пять раз), просто здорово — люди вовремя и очень грамотно перестроились, молодцы.

Вот китайцы на трассе в Вуокатти. Как видите, ничто общее с филиппинцами, бросающими снежками из Саариселки. Иван Исаев

НОВЫЕ СТУДИИ КОЛАЗКО

В Вуокатти, как всегда, остановился у партнеров компании Колазко. Но в этот раз управляющий Фреди Пиудунен предложил поселиться в новом корпусе. Компания купила участок земли и построила два новых корпуса: один с апартаментами и студиями. Предположительно, Колазко хочет проверить спрос на бюджетное жильё такого формата в Вуокатти.

Каждая студия заметно отличается от традиционных коттеджей размерами. Это сравнительно небольшое пространство включает прихожую, кухню и спальню. Туалеты с душем находятся в отдельных помещениях. Жильё аскетично и рассчитано на двух человек, здесь не разместятся дети. Прайс-лист демократичный: проживание в студии почти вдвое дешевле даже самого маленького коттеджа. Этот формат может быть востребован супружескими парами и молодёжью.

Рядом с одним из домов несколько дней оставался большой автобус с номерами из России — вероятно, к Колазко приехала большая компания граждан этой страны. Иван Исаев
Это новый, только что возведённый корпус Колазко. В нём находятся несколько хороших апартаментов и две студии. Слева на фото — дом для подготовки лыж. Колазко
Внутри домика для подготовки лыж на столе лежат папки с документами, но в ближайшее время его очистят и передадут лыжникам. Иван Исаев
Интерьер студии с двуспальной кроватью. Колазко
Другой угол этой же студии. Здесь все необходимое, но размещено плотнее. Колазко
В студии туалет находится в собственном помещении. Колазко
Эта студия отличается от предыдущей расположением мебели. Колазко
В этой студии вместо двуспальной кровати стоят две односпальные. Колазко

ВИЛЛА ВСЁ ОТ ТОГО ЖЕ КОЛАЗКО

Второй покупкой Колазко после строительства стало роскошное жилище на четырнадцать человек. Помещение обладает всеми удобствами: каждая из двухместных спален имеет собственный санузел, что по сути делает каждую пару обладателями личных мини-апартаментов. Просторная гостиная расположена на первом этаже, а на втором — просторный холл. В распоряжении гостей сауна для восьми человек и джакузи на террасе, работающее круглый год.

Нам с женой довелось побывать в гостях у финской семьи. Там во дворе была джакузи, местом релаксации этой пары едва ли не каждый вечер. Представьте: мороз, хрустящий снег под ногами, звёздное небо, заснеженные сосны и… бокал шампанского рядом с зажжённой свечой на бортике джакузи. Это невероятные ощущения. Фреди говорит, что таких вилл в Вуокатти нет, а этот формат может оказаться востребованным для крупных дружеских компаний, ищущих общего досугового пространства, для проведения корпоративов, дней рождения и т.д.

По внешнему виду этой виллы невозможно сразу догадаться о роскоши, скрытой внутри. Kolazko
37. Камин.Kolazko
Вместительная сауна, рассчитанная на восемь человек. Kolazko
Джакузи под солнцем. Чёрные маты, установленные вертикально по сторонам, прикрывают его при бездействии: благодаря им вода остывает дольше, а потребление электроэнергии для нагрева снижается. Kolazko
40. Джакузи вечером.Kolazko
41. Она же, только уже не в голубой, а в зелёной подсветке. Kolazko

ОБОГРЕВ ЗА СЧЁТ ТЕПЛА ЗЕМЛИ

Примечательно, что вилла оснащена системой обогрева, работающей за счёт энергии земли. Это популярная и востребованная на Западе технология, при которой из-под земли с помощью насоса подаётся воздух или теплоноситель. Например, если снаружи -10 (иногда -20 градусов), то в земле плюс 12. Теплоноситель (или воздух) нагревается с температуры +12 до +35–+55 с помощью теплогенератора, и дом получает экономичное отопление. Фреди утверждает, что в морозные зимы на обогрев такой виллы уходит около 100 евро в месяц. Без подобной системы расходы на отопление составили бы около 500 евро.

Понятно, что закупка оборудования и монтаж системы недешевы, но в Колазко считают, что за 15-20 лет она окупятся, и потом будет приносить устойчивую прибыль компании. Кем интересуют детали такой схемы отопления, могут пройти по… ссылке
за подробностями.

Схема отопления дома за счёт энергии земли основана на вертикальном способе добычи тепла. Рядом с домом пробурили скважины глубиной 150 метров для этого. Работает схема через теплогенератор, принцип которого схож с работой холодильника. Внутри холодильника радиатор отводит лишнее тепло, образующееся при охлаждении морозилки. Теплогенератор действует так же: доохлаждает теплоноситель из дома до +1 — + 5 градусов. При этом выделяемое тепло подогревает теплоноситель, поступающий из земли. Такая схема сокращает затраты на электроэнергию в 4-5 раз (эффективность системы влияет на точное значение). StudFiles.net
Горизонтальное расположение труб с теплоносителем обходится дешевле вертикального, но не обладает такой же эффективностью. По моим сведениям, полученным из нескольких статей на эту тему, вертикальная система дает экономию электроэнергии в 4-5 раз, а горизонтальная — в 2-3 раза. Зависимость проста: чем больше инвестиций вкладывается на этапе строительства, тем более эффективной будет вся система в дальнейшем. DomAvtonom.ru

КУДА ЖЕ ВСЁ-ТАКИ ЕХАТЬ?

Чем дальше на север, тем больше шансов оказаться в снегу. Но не каждый желает или может отправиться в Леви, Саариселку, Мурманск или Кировск. Тогда люди обращают внимание на более близкие места: Вуокатти или Малиновку. Если эти варианты тоже удалены, можно искать снег в Иматре или Санкт-Петербурге (в лыжном тоннеле). Выбор места зависит от многих факторов: качества трассы, комфорта жилья и удобства подъезда из центральной части России. Вуокатти привлекательно благодаря наличию жилья, гарантированной трассы независимо от погоды и удобному доезду с появлением высокоскоростных дорог. Именно поэтому более двадцати лет это место остается одним из самых популярных на северном полушарии.

Где остановиться в Вуокатти? Мест для отдыха здесь достаточно — и уютные домики, и комфортабельные отели. Однако… КолазкоВуокатти предлагает жилье по разным ценам: студии для двоих, апартаменты до десяти человек и роскошные виллы на четырнадцать человек. Надеюсь, Колазко поможет найти жильё к любому вкусу и бюджету.

В Колазко говорят по-русски. Этнический эстонец Фреди Пиудунен, выросший в Советском Союзе, говорит на русском без акцента. Это удобно для всех коммуникаций: электронной почты и телефона.