Проект «На лыжи!» пообщался с сервисменом сборной России Виктором Головиным, получив информацию о том, что делать с запретом на фтор, что происходит на внутренней кухне сервис-бригады, почему в бригадах сервиса нет женщин, и кто из спортсменов сборной России никогда не забывает поблагодарить за подготовку инвентаря.
– Какие действия предпримет сервисная бригада российской сборной в связи с решением FIS о запрете фторсодержащих мазей?
– Начинаем перестройку. Сейчас мы фактически лишены всего, что имели. Все накопленные навыки, все известные составы мазей в различных ситуациях – сейчас они не применимы. Начинаем всё с нуля. В ближайшее время в Германии должны пройти испытания прибора, определяющего содержание фтора. Однако эти испытания постоянно откладываются, но это не главное. Нам предоставляется определённое количество лыж, мы можем подготовить их различными способами, попробуем выполнить новую шлифовку, чтобы определить, останется ли фтор в структуре лыжи или потребуется обработка согласно рекомендациям FIS – 15 проходов парафином CH после шлифовки. По сути, это будет проверка и прибора, и используемых средств для подготовки лыж. Главное – дождаться проведения этих испытаний.
– Какое количество спортсменов из сборной России отправится в Германию?
– Возникли трудности с организацией выезда. Предположительно, в поездку отправятся трое сотрудников из Эстонии, работающих в нашей команде. Мы поддерживаем постоянную связь и обсуждаем все возможные варианты развития событий.
– Вы упомянули о «обнулении». Означает ли это, что сервисным специалистам в этом сезоне придется столкнуться с большими трудностями, чем прежде?
– На данный момент делать какие-либо определённые выводы преждевременно. Все компании, выпускающие средства для подготовки лыж, вносят изменения в свои продуктовые линейки. Однако, можно ли сейчас прогнозировать эффективность того или иного порошка или эмульсии? Ранее я был знаком с погодными условиями, в которых хорошо работает эмульсия Swix. Но как она проявит себя в настоящее время? Потребуется значительно больше тестов, и времени на них крайне мало.
– Тестирование, как стало известно, будет проходить в условиях российского снежного покрова, а сам сезон запланирован в Европе. Возможны ли в связи с этим какие-либо трудности?
– Если сезон стартует по графику, как я уже упоминал, нам потребуется значительно расширить объём тестирования. Ранее мы были знакомы с продуктами, и для каждой гонки выбирали только проверенные решения, не экспериментируя со всем ассортиментом. Теперь же появились новые продукты, и их необходимо изучить заново.
– Производители лыж также готовятся к запрету фтора?
– Фактически, количество компаний, производящих пластик, ограничено, и все они, по большей части, закупают сырье в одном месте. Однако, каких изменений стоит ожидать от лыж, мне неизвестно.
– Есть ли информация о сроках получения нового инвентаря для спортсменов? Ранее осуществлялось ли централизованное обеспечение?
– Это не совсем так. Кто-то отправился в Оберхоф в августе или сентябре, получил лыжи и начал тестирование, другие получили лыжи сразу после завершения сезона – спортсмены ездили в Норвегию в конце марта и проводили тестирование. Как это будет происходить сейчас – неизвестно. Когда появится возможность выехать в Европу, тогда и получим лыжи. Я общался с зарубежными партнёрами – заказы для нашей команды сформированы, лыжи уже готовы. Они ожидают, когда мы приедем за ними.
– Фирмам-производителям все параметры известны давно, работают ли они по прежним схемам?
– Да. Они просто выясняют, какой тип лыж необходим в большем количестве – для катания по укатанному снегу, по рыхлому или универсальный. Нам нужно только оформить заказ.
– Всегда ли российская сборная оснащается наиболее современными лыжами, или существуют различия по сравнению с другими странами?
– Я надеюсь, что мы получаем лучший инвентарь.
– Не все представители национальной сборной придерживаются подобного мнения. Существует мнение, что наши подающие на подачу – лучшие, однако даже они не всегда способны добиться выдающегося результата с лыжами.
– Я не верю, что у наших конкурентов есть уникальные лыжи или какая-то выделенная партия. Возьмем, к примеру, чемпионат мира 2019 года в Зеефельде. Александру Большунову перед тридцатилетним юбилеем Rossignol предоставил на испытания имеющиеся у них лыжи. Мы опробовали их, провели собственную шлифовку, и Александр успешно стартовал и финишировал на них, завоевав серебряную медаль. Он использовал стандартные лыжи, их никто специально для него не изготавливал. Мы просто протестировали эти комплекты, и они показали себя вполне успешно.
– В таком случае, при сравнении комплекта оборудования сборных команд России и Норвегии, оно не должно иметь существенных различий?
– Я также на это надеюсь, однако точных сведений никто не предоставит. Даже если существуют различия, они не будут обнародованы. В противном случае у самой компании могут возникнуть трудности, поскольку она обязана обеспечивать всех одинаковыми продуктами, и совершенно неважно, кто занял первое место на Кубке мира, а кто находится за пределами топ-десяти.
– Какое количество технических специалистов сопровождает команду на этапах Кубка мира?
– в нашем грузовике насчитывается 14 человек, что соответствует полной загрузке. Именно такое количество рабочих мест доступно в нашем транспортном средстве. Когда мы отправляемся в Европу, домой возвращаемся нечасто, а иногда и вовсе не возвращаемся. Исключение составляют городские выезды, например, в Планицу или Дрезден, где не требуется большое количество специалистов, и время на тестирование ограничено. Для таких поездок приезжает восемь сервисных инженеров.
– Значит, на этапах Кубка мира каждый сервисер обслуживает только одного спортсмена?
– Наша цель – обеспечить каждого специалиста уникальным спортсменом, исключая дублирование. Не допускается ситуация, когда один сервисер имеет двух представителей мужской команды, участвующих в одной гонке. Гораздо эффективнее иметь глубокие знания о навыках одного спортсмена, чем пытаться охватить широкий спектр.
– Произошли ли изменения в составе команды по сравнению с предыдущим сезоном?
– Нет. В команде остались те же самые эксперты, которые трудились в течение последних двух сезонов.
– Неприятно, когда спортсмены возлагают ответственность за свои неудачи на работу сервиса?
– Мы оказались в сложной ситуации, и так происходило всегда. Иногда непросто убедить спортсмена в том, что его лыжи функционировали корректно. Представим, что гонку выиграл Иван Иванов, а Петр Петров финишировал на 36-й позиции. При этом лыжи у них были подготовлены совершенно одинаково. Что может быть причиной? Виноваты ли лыжи?
– Сервисмены – люди с устойчивой психикой?
– По сути, мы очень чувствительны. Когда спортсмен вошёл к вам в раздевалку, оставил лыжи и ушёл, дальнейшего сотрудничества с ним не хотелось бы.
– Часто такие ситуации происходят?
– Иногда, под влиянием эмоций, случаются ошибки. Человек может сделать необдуманные заявления, не до конца разобравшись в происходящем, а уже потом начинается анализ. Так, в Зеефельде Маша Истомина перепутала лыжи и стартовала на тренировочных. После этого в интервью прозвучали претензии к обслуживанию. Слова сказаны, и изменить их уже нельзя, они распространились среди людей. Затем становится сложно определить, в чем именно заключалась ошибка. Важно поддерживать постоянное взаимодействие между спортсменом и специалистом по подготовке лыж, иначе результат будет негативным. В любом случае, техник по подготовке лыж будет адаптироваться к спортсмену, учитывать его пожелания, настроение и время выхода на разминку. Альтернативы у нас нет. Бывает, перед спринтом готовятся лыжи вместе со спортсменом, он выбирает вариант, и стартует. После спринта готовится оборудование для четвертьфиналов, но спортсмен отказывается присутствовать, и приходится действовать самостоятельно. Вся ответственность за выбор лежит на вас. Понятно, что лыжник после гонки использует любую возможность для отдыха. Однако, кто-то всегда предпочитает действовать самостоятельно, хотя мы и пытаемся объяснить, что можем выполнить эту работу.
– С какими игроками сборной России проще всего взаимодействовать? Кто из спортсменов реже всего выражает недовольство работе обслуживающего персонала?
– Пожалуй, наиболее благосклонно к этому относится Сергей Устюгов. Он неизменно выражает благодарность за подготовку лыж, вне зависимости от результата гонки. Бывают моменты, когда он испытывает недовольство, но это случается крайне редко, и даже в таких ситуациях он находит возможность поблагодарить. Однако, лучше воздержаться от необдуманных слов в порыве эмоций, а разобраться в ситуации и высказать свою позицию уже позже, так как спешка может привести к нежелательным последствиям.
– Почему подготовкой лыж занимаются исключительно мужчины?
– Я знаю одну сервисвумен, она родом из Италии. У её сестры были выступления на Кубке мира, а отец работал в сервисном штабе итальянской команды. Эта девушка уже успела поработать в составе трёх или четырёх сборных: Италия, Польша, и сейчас она сотрудничает с женской спринтерской группой сборной Словении. Похоже, таких специалистов очень мало.
– Каково ваше мнение о возможности включения в состав команды сборной России спортсменку женского пола?
– Главное, чтобы она соответствовала всем необходимым требованиям и была компетентна – не расточительна и умела правильно наносить лыжный восковый состав. Нужны профессиональные знания. Например, итальянка, выступающая за сборную Словении, полностью ими обладает, она даже способна шлифовать лыжи на станке для шлифовки. Она – универсальный специалист, мастер своего дела.
– Попытки переманивания игроков сборной России в другие команды предпринимаются?
– Я лично не высказывал никаких предложений. Кроме того, у большей части нашей команды есть трудности с языком: только трое-четверо владеют английским и способны общаться с зарубежными коллегами.
– Возможно, опасения связаны с тем, что приглашение русского специалиста может привести к утечке конфиденциальной информации, поскольку он изучит секреты компании и впоследствии поделится ими на родине?
– Я не исключаю и такой возможности. В разговоре с норвежскими коллегами мне сообщили, что, по их мнению, невозможно привлечение сотрудников из других стран к работе в их бригаде. Предпочтение отдается норвежским специалистам. Тем не менее, случаи бывают исключительными: в прошлом сезоне они приняли немца, свободно владеющего норвежским и английским языками. Около трех-четырех лет назад в Норвегии работал швед.
– Предусмотрены ли в договорах с сервисными специалистами сборной России положения о конфиденциальности?
– Разумеется. Мы не можем разглашать сведения о том, какие технологии использовались при проведении тех или иных гонок. Через год-два, возможно, мы поделимся этой информацией, если возникнет интерес. Это часть нашей профессиональной деятельности, поэтому нет смысла раскрывать наши методы?
– Даже российским коллегам?
– Мы можем посоветовать, какой продукт и где может быть эффективен, однако детали нашей подготовки к конкретному проекту раскрывать не будем.