Скульптура «Платон Михайлович», расположенная в Кунгуре, стала предметом самых оживленных дискуссий в сообществе любителей зимних видов спорта.
Не всем пришлось по вкусу подобный формат работы: Елена Вяльбе, в частности, выразила резкое неодобрение, заявив: «Это вызывает ужас, я в полном шоке. Получилось что-то изуродованное».
Некоторые люди высказали свою оценку. Искусство, прежде всего, затрагивает чувства, а не опирается на логику.
Sports.ru связался с кузнецом из Кунгура Антоном Киряковым и попросили объяснить историю и процесс создания уже знаменитого лыжника.
«Как проходила фотосессия: история создания арт-объекта
– Как возникла идея?
– Примерно полтора года назад я создал скульптуру «Железная Лэди». В ней присутствуют некоторые аллюзии к моей музе Наталье, в том числе символические. Так, однажды я подарил ей 33 розы, среди которых была одна железная, сделанная моими руками. Вручая букет Наташе, я сказал, что буду любить ее до тех пор, пока не увянет последний цветок в нем.
В творчестве я начал осознавать, что хочу оставить свой след в родном городе, в нашем крае. Рутинная кованая работа наскучила – эти заборы, козырьки… Практически весь растительный и животный мир уже перекован. Необходимо искать новые направления.
В прошлом году в парке появилась «Скамья примирения». Ее установка была призвана напомнить о необходимости бережного отношения друг к другу, особенно в условиях нынешнего большого количества конфликтов, включая вооруженные.
Встречалась с руководителем молодежной спортивной организации, и он спросил, возможно ли разработать что-то для базы. Я обратила внимание на его вопрос. Мы вместе прорабатывали идеи. В итоге мы остановились на концепции, изображающей лыжника, только что пришедшего к финишу первым.
Начали с изготовления снежинки и постамента. В работе помогали и стажеры. При создании скульптуры приглашали мастера по обработке камня, который давал много полезных советов. Приходилось самому выступать в роли модели – для этого взяли в аренду ботинки, палки и старые лыжи. Как иначе? Даже при создании фигуры животного сначала вылепливают её из пластилина. По памяти это сделать не получится.
– А лицо?
– Внешность была выбрана случайная. Мы не стремились к копированию кого-либо. Цель состояла в создании простого уральского лыжника – молодого парня с сильным характером, превзошедшего всех соперников.
– Я узнал в социальных сетях, что вам оказывали помощь в сборе металла и гвоздей для Кунгура. Это соответствует действительности?
– Опять в интернете все допущено неверное понимание. Это другой художественный объект – «Юбиляру». Городу исполняется 360 лет. В начале весны он представил заявку на конкурс и получил финансирование. Недостаточно, конечно. Просил полмиллиона, а в итоге выделили лишь 50 тысяч. Все как обычно. Но что ж, главное – концепция.
– В чем она заключается?
– Я стремился к тому, чтобы все жители Кунгура внесли свой вклад в создание этого произведения. Как это осуществить? С помощью гвоздей! У старославянских народов существовало множество поверий, связанных с ними. Например, гвозди вбивали, чтобы защитить животных от болезней. Поэтому я решил собрать этот уникальный артефакт со всего города. Ведь у большинства людей гвозди есть. Люди начали приносить свои гвозди. Ящики для сбора стояли вдоль улиц. Даже из Перми привозили.
Результаты станут известны в ближайшее время. Установка запланирована на 25 октября, а презентация – на 2 ноября. Практически каждый житель Кунгура сможет сказать, что внес свой вклад в этот проект.
Стоимость лыжника в Кунгуре составила полмиллиона рублей. Однако, кузнец не получит этих денег
– Лыжника вы ковали без какого-либо гранта?
– Участие было исключительно добровольным. Изделия создавались в частных мастерских и передавались городу в качестве пожертвования. Также я передал «Лавку примирения» в дар муниципальным властям.
– Во сколько оценили лыжника?
– Как и лавку – стоимость которой достигает полумиллиона рублей. Однако я не получаю никакой выгоды от этого. Её просто включают в баланс, чтобы исключить возможность перемещения или удаления без моего разрешения. Что касается народной скульптуры – пока не ясно.
– Вы можете объяснить, почему именно после выступления лыжника к вам проявили такое большое внимание?
– Я до сих пор в полном изумлении. Не могу понять, чего они от меня хотят. Просто сделали обычного мальчишку, катающегося на лыжах, который одержал победу над всеми. И это абсурд, что сейчас происходит.
– Однако о вашем Кунгуре узнала вся страна.
– А что, раньше не знала?
– Знала?
– Безусловно. Здесь есть пещеры! И мы тоже активно развиваемся. Проводим мастер-классы, и туристы часто посещают мою мастерскую. Но теперь, вероятно, их станет еще больше.
– Как вы относитесь к критике? Платона, к примеру, иронически называют «мужем Аленки».
– Я реагирую вполне адекватно. Пусть говорят. «Аленку» создавали опытные специалисты. И даже этот, отталкивающий для некоторых, взгляд не случаен. Автор явно вложил в него нечто важное. А вот принимать это или нет – уже личный выбор каждого.
И у нас то же самое. Непонятно, зачем я вообще должен это объяснять. Это искусство. Почему они стремятся к привлекательной внешности? Женщину следует рассматривать как женщину. А уральские мужчины, знаете, как выглядят? У нас здесь все работают, это не курорт. И спортсмен, только что завершивший забег, не выглядит как модель с обложки журнала.
Я полагаю, что со временем эта работа получит признание. В Париже изначально и Эйфелеву башню не оценили. Я не утверждаю, что это одно и то же, а лишь говорю о том, что людям иногда требуется время для восприятия.
– Искусство призвано пробуждать чувства. Этого можно отметить в творчестве лыжника.
– Важно учитывать определенные обстоятельства. Если бы мне предложили за плату изготовить для Москвы памятник Алле Пугачевой, и я бы создал нелепое подобие, то претензии были бы вполне обоснованы. Но в данном случае речь идет об абстрактном лыжнике, который должен отражать характер нашего региона: уверенность в себе, дух победителя. Он изображен весь в поту, с дергающимися от усталости глазами, с бешено колотящимся сердцем, но старается создать впечатление, что чувствует себя хорошо.
– Вы довольны результатом на 100%?
– Замечены недостатки. Каждый день, осматривая его, возникает желание внести коррективы или дополнения. Обсуждали это с художниками. Один из них отметил, что немного поднял бы верхнюю губу. Другой предложил изменить взгляд. Это вполне ожидаемая критика. Однако, общая композиция выдержана, все сделано грамотно.
В планах – футболист, боксер и горнолыжник
– Кузнечное дело в 2023 году – это нечто из ряда вон выходящее. Расскажите, как вы пришли к этому ремеслу?
– В детстве мечтал стать ювелиром. Затем посещал школу искусств, где получил начальные знания. После этого мои интересы изменились, и я получил экономическое образование. Работал в самых разных сферах – занимался обработкой дерева и камней.
Когда впервые попробовал работать с металлом, меня это увлекло. Этот скрежет показался мне интересным. Затем я посмотрел фильм о кузнеце, и меня вдохновила сцена ковки золотого льва. После этого я начал анализировать, что в детстве долго рассматривал картины в Эрмитаже или Петродворце. Или мог просто останавливаться возле каких-то кованых ворот в своем городе. Вы, вероятно, не обратили бы на них внимания, а меня они завораживали. Я до сих пор помню эти детали!
Случайностей не бывает, и в 2007 году мой путь лежал в кузницу. Я проработал там две недели, и меня оставили. Хотя там занимались не художественным металлом, а изготовлением машин, тракторов и сцеплений. Затем какое-то время я работал при колхозной кузнице, где изготавливали изделия различного назначения – от дышла до шарниров. В 2012 году я перешел в сферу художественной ковки. С самого начала я стремился получить опыт и мечтал открыть собственную кузницу. Так прошло 10 лет.
– В итоге – получилось.
– Да, и при этом – в родном городе. Восстановили старую кузницу, которая ранее была разрушена. Начали выполнять работы. Постепенно дело пошло вперед. Поступают заказы в Пермь, затем через торговые площадки и в другие регионы. Доход получается неплохой. Кузнецов немного, поэтому работы хватает с избытком. Наше ремесло имеет глубокие корни, и нельзя допустить его исчезновения.
– По изображениям из кинофильмов кузнеца можно представить как крупного мужчину, занимающегося ковкой мечей.
– Это стереотип. В кузнечном деле есть и девушки. Главное – это четкость и точность. Сейчас существует множество приспособлений, поэтому применять силу не обязательно. XXI век! Существует молот, который способен заменить сразу трех рабочих.
– Российские кузнецы пользуются уважением на международном уровне?
– На Украине и в Беларуси работают выдающиеся кузнецы. Мы находимся примерно на одном уровне – выше среднего. Если же посмотреть на Испанию, то можно увидеть невероятные работы! У них свой, неповторимый стиль. А что касается Ирана, то они куют изделия на протяжении тысячелетий! Безусловно, их мастерство находится на очень высоком уровне. Поэтому сложно определить точную иерархию.
– Как поступить, если вас пригласят на значимый проект?
– Я не планирую переезжать в другой город, независимо от предложений. С удовольствием приеду на фестиваль, состязания или собрание Гильдии кузнецов. В остальном – не вижу смысла. Вчера мне написал человек из Санкт-Петербурга с предложением создать вместе фигуру жонглера для дальнейшей реализации. Но для этого необходимо мое личное желание. Не всегда решающую роль играют финансовые соображения. И что ты можешь предложить такого, чтобы я захотел с тобой работать? Без вдохновения не получится создать ничего стоящего.
Я планирую открыть парк кованых скульптур, подобный тем, что есть на Донбассе. Однако, я хочу разместить его не на земле, находящейся в государственной собственности, а на частной территории. В качестве объектов планирую создать крупные скульптуры животных, возможно, в стиле фэнтези. Также необходимо будет разработать подробное описание и историю парка.
В планах также создание спортивных арт-объектов. Я бы хотел создать скульптуры футболиста, боксера и горнолыжника. Надеюсь, сил хватит на это! Полагаю, нас ждет еще немало работы.