Первый деминский коллекционный плакат был выпущен в честь марафона этого года. Он создан художником, что является нечастым явлением в современной печатной графике, и объединяет исторические традиции изобразительного искусства с характерными чертами Деминского марафона.
Для создания первого плаката Деминского лыжного марафона была привлечена творческая команда издательства «Медиарост». Авторам необходимо было учесть особенности оформления спортивных коллекционных плакатов прошлых лет и отразить атмосферу деминских соревнований, их уникальный колорит и характерные черты.
— В результате получился необычный синтез: исторический плакат, переосмысленный в современных условиях. На изображении представлен один из самых известных видов Демино с ротондой на берегу. В плакат включены детали, которые характеризуют наш марафон. Внимательный зритель заметит медаль, изготовленную вручную, специально созданную для победителей, майку со стартовым номером в официальной цветовой гамме этого года и другие элементы, благодаря которым этот плакат вызывает желание внимательного рассмотрения и изучения, – поделилась заместитель директора издательства «Медиарост» Надежда Болотина.
Рисунок выполнен художником-графиком из Санкт-Петербурга Денисом Петровым. Он уже более 15 лет занимается иллюстрациями, обладает значительным опытом, однако считает плакат Деминского лыжного марафона одним из самых оригинальных проектов в своей карьере.
— Денису Петрову, как художнику, не часто выпадает возможность создавать работы на спортивную тематику, поэтому этот проект показался ему увлекательным. По его мнению, плакат получился актуальным и отражает российскую идентичность, хотя в нем присутствуют элементы, характерные для советского дизайна.
Плакат способен стать запоминающимся подарком, декоративным элементом для дома и ценным дополнением к собранию. По словам Михаила Спичкова, московского коллекционера, тиражные издания прошлых лет со временем превращаются в уникальные экземпляры, которые хранятся в музеях и частных коллекциях. В настоящее время стоимость довоенных советских плакатов, включая спортивные, может достигать сотен тысяч рублей. Так, знаменитый плакат Александра Дейнеки «Здоровый дух требует здорового тела», созданный в 1939 году, был продан на аукционе за 900 тысяч рублей.
— Коллекционер Михаил Спичков отметил, что плакат Деминского марафона произвел на него сильное впечатление. По его словам, он выполнен в стилистике 40-50-х годов. Особенно здорово, когда рекламные плакаты создают художники, а затем делают оттиски с живописного оригинала-макета. Сейчас большинство подобных материалов создается на компьютерах, и зачастую качество дизайна оставляет желать лучшего, что приводит к их быстрой забытости.
Вместе с первым афишем Деминского лыжного марафона были выпущены открытки. Участники и гости мероприятия смогут отправлять на них сообщения прямо с марафона или привезти в качестве подарка своим близким. Со временем эти открытки также станут коллекционными, приобретут дополнительную ценность и позволят рассказать об эволюции лыжного спорта не только в Демино, но и во всей России.
— Открытки, посвященные зимним видам спорта, в первую очередь лыжам, начали выпускать в 50-х годах прошлого века, когда советские спортсмены стали участвовать в Олимпийских играх и чемпионатах мира. Чтобы повысить популярность лыжного спорта, на них часто изображали детей, животных и персонажей из сказок. Даже на летних Играх 1980 года Олимпийский Мишка был запечатлен на лыжах. Сегодняшние открытки выглядят иначе: классический стиль уступает место коньковому, деревянные лыжи сменились пластиковыми, используются современные технологии в инвентаре и экипировке. Изображения стали более красочными и динамичными. Сравнивая две открытки, можно проследить эволюцию лыжного спорта. По мнению заместителя директора Рыбинского музея-заповедника Оксаны Гожалимовой, будущим поколениям будет интересно изучать деминские открытки, когда они приобретут статус винтажных.
Планируется продолжить выпуск плакатов Демина и сделать это ежегодной традицией. Концепции для марафонского набора 2024 года уже разработаны.
Ростех Деминский лыжный марафон является самым масштабным лыжным марафоном на территории России. Он занимает лидирующую позицию в рейтинге Russialoppet по числу участников, успешно завершивших основную гонку. В 2022 году победителями Деминского лыжного марафона на дистанции в 50 километров стали Александр Большунов и Наталья Непряева. Госкорпорация «Ростех» выступает в качестве генерального партнера соревнований, а Сбербанк – официальный партнер Деминского марафона. Сбер оказывает активную поддержку здоровому образу жизни и содействует его популяризации.