Участники марафона Дёминского на Трансжурасьен 2014 года

Продолжается серия рассказов о выступлениях спортсменов Дёминского марафона в рамках Worldloppet.
Следующий отчёт посвящён крупнейшему во Франции лыжному марафону. Отчёт вышел немного позже, чем ожидалось, но информация всё равно может быть полезна для тех, кто планирует принять участие или организовать спортивные мероприятия.

По завершении лыжного марафона в Германии команда отправилась во Францию, выбрав автомобильный маршрут с остановкой в Берне. Город всегда хотелось увидеть, ведь именно там снимался первый советский сериал «Семнадцать мгновений весны» с участием пастора. Шлага и профессора ПлейшнераПоказанный в сериале город сильно напоминает Берн, а горы Бакуриани – швейцарские.

Берн очаровывает спокойствием, архитектурными деталями, жителями преимущественно старшего возраста и транспортом. Возможность заниматься физкультурой есть почти повсеместно. Местные жители этим занимаются, передвигаясь на велосипедах по городу и проходя пешком по рельефу. В Швейцарии проводится большой лыжный марафон – Энгадин. В 2012 году мы там побывали. А сейчас предстояло принять участие во французском старте. Прогулявшись по городу, не самому дешёвому для проживания (бананы стоили около 160 рублей за килограмм), мы отправились в сторону Женевы.

Женева – ближайший к месту проведения марафона крупный город и аэропорт. Многие участники прилетают сюда и затем добираются до Мореса автодорогами или поездами. В Моресе находится оргкомитет марафона, а также традиционный для Ворлдлоппета Экспо и выдача стартовых пакетов.

Интересно, что аэропорт располагается на высоте около 400 метров над уровнем моря, а старт лыжного марафона — примерно на 1100-1200 метрах. Внизу может идти дождь, а вверху — снег.

Не стоит пугать любителей лыж зелёная трава у Женевского озера.
Марафон расположен недалеко от границы между Швейцарией и Францией. Во время движения на машине эту границу пересекают несколько раз из-за особенностей дорог. Остановку для проверки осуществляют только в отношении некоторых видов транспорта.

Первый Трансжурасьен состоялся в 1980 году, а в 1981 его включили в Ворлдлоппет. Максимальное число участников было в 1984 году – 3530 человек. Основной марафон проходит свободным стилем по трассе длиной 76 км по маршруту Ламура-ЛеРус-Мут. В субботу можно принять участие в классическом марафоне от Ле Рус до Мути. Как несложно догадаться, название марафона означает – переход через Юру (регион во Франции. Юрская система гор во Франции и Швейцарии).

Участие во всех двух днях даёт право считаться Ультрамарафонцем – специальный зачёт для таких спортсменов. В этом году их около 130 человек. Мои спутники (Вадим и Сергей), как и большинство участников, выбрали только коньковую дистанцию.
Вот клип от организаторов:

Классика 52,5 кмСоревнование состоялось в трудных обстоятельствах. Ближе к финишу начался дождь.
В отдельных местах не хватало снега, однако в общем все было организовано качественно.

Не подготовил лыжи, перед стартом смазал только VR55 (спасибо другу, а то я даже забыл взять мазь). До 16 км хватало держания, потом началась постоянная ёлка и одновременный ход до финиша. На трассе подъёмы разной крутизны и протяжённости. Самая чувствительная серия подъёмов после первого пункта питания на классике, примерно в 10 км от старта. Первый подъём около 1 км со средним градиентом 8 %, потом небольшой отдых и 1200 м аналогичного уклона, опять маленькая передышка и опять аналогичная гора. Старался не перенапрягаться и из-за этого получал огромные потери времени на тягунах. Кроме того, снимал видео и настраивался на конёк по пути.

На старте собрались не так много участников. Марафон прошел без происшествий, разве что в районе первого пункта питания я немного врезался в сетку. Лапка палки застряла, когда подходил к контрольному пункту. Меня сразу развернуло так, что долго не мог подняться. Лыжи тоже запутались в сетке. Пришлось ползать и отстегивать палку. Обычно для загородок используют пластиковую сетку, здесь же была верёвочная. Она хорошо ловит палки и лыжи. К ней лучше подходить издалека.
Все спуски завершились без падений, хотя несколько раз ощущал грани опасности.

Свободный стиль 70 км.
На следующий день ожидался конькобежный заезд. Из-за недостатка снега дистанцию из 76 км сократили до 71 километра (официально было 70 или даже 69). Старт был ранним, выехали из гостиницы, когда еще темно. По сравнению с субботним марафоном, старт сместился практически на 20 километров в юго-западном направлении. Но опять же из-за специфики горных дорог и организации движения долго пришлось покататься в поисках парковки. Автомобиль оставили примерно в пятистах-семистах метрах от старта на дороге, взяли вещи и отправились в стартовый загон. Одежду для переодевания и разминку сложили в предоставленные пакеты. После старта пакеты с вещами участники передали организаторам, которые перевозили их на финиш.

Вчера вечером с лыжами ничего особенного не происходило. Только протер туалетной бумагой со смывкой и сделал накатку. Хотелось больше отдохнуть и посмотреть Олимпиаду, которая уже началась в эти дни.

Наши стартовые номера были назначены второй волне, то есть через 5 минут после первого кармана. Это помогло сократить простой участников на подъёме в Ле Руссе. Старт прошел нормально. Большинство разобрались, катнули хорошо. Но у Вадима на первых километрах сломали палку. Один из болельщиков предоставил ему свою палку, но после финиша найти друг друга и вернуть палки так и не удалось.

У меня тоже случались происшествия. Впереди на повороте в тоннеле человек упал, я его обходил справа и застрял в сугробе. Чуть сбился с настроя, но до подъёма доехал нормально. Там отстоял в очереди два с половиной минуты и поехал дальше.

С течением времени дорога стала привычной, движение легче давалось. Осложнение возникло на левом скоростном повороте, где грубым было асфальтное покрытие. Удержаться не удалось, слегка задел бордюр. Далее был правый поворот на 180 градусов, но здесь успешно справился. Скорость для массового катания была высокой и порой небезопасной, именно это делало марафон более интересным.

В процессе движения выполнял все пункты, старался надавливать на апельсины. Местное напиток не совсем подходил. С начала движение сопровождалось небольшим снегом, но к финишу вышло солнце. Условия для скольжения изменились. Мои лыжи лучше работали в тени. Где-то за 20 км до финиша почувствовал усталость и серьёзное ухудшение скольжения на участках освещенных солнцем.

Руки и ноги не слушались. Долго мучился около 10 километров, сил не хватало. Многие участники, которых знал, обгоняли без особых усилий. С седьмого километра стало легче: в тени улучшилось скольжение, а профиль пошёл на спуск. Запомнился финишный спуск, распудренный по центру. Приходилось вылазить на бровку, чтобы обогнать кого-то.

За марафон возможно пробежать более 57 километров в час (у лидеров скорость вероятно ещё выше). На финишной прямой обнаружились разбитые принадлежности и раненые лица. Даже опытные лыжники не смогли избежать падений. Однако это никак не должно препятствовать участию. После финиша снова захотелось пройти по трассе.

Просмотрите сокращённое видео. Несмотря на его невысокое качество и медленный темп, в нём есть кадры спусков на классике и коньке. Всё кажется простым, но когда вы сами катаетесь на лыжах, всё вокруг кажется очень страшным и опасным. Полное видео с поездкой на автомобиле и послефинишными мероприятиями будет опубликовано позже, как только удастся решить вопросы с кодированием большого фильма.

Нам очень понравился сам заезд. Не представляю, какими они были бы по сложности на белых пяти-шести километрах. Успели ли? Да.

P.S.
Очень жаль, что Дёминский марафон-2014 из-за недостатка снега отменили. Надеемся, в 2015 году такого не произойдет, и организаторы Дёминского марафона-2015 смогут воплотить все свои самые интересные идеи.

Фотографии
Телеметрия
Результаты
Новость о марафоне
Видео в полной редакции ч. 1
Видео в полной редакции ч. 2

Отчёты о предыдущих поездках:
TARTU MARATHON-2011
FINLANDIA HIIHTO-2011
JIZERSKA PADESATKA-2012
GATINEAU LOPPET-2013
AMERICAN BIRKEBEINER-2013
KÖNIG LUDWIG LAUF-2014