Многие москвичи знают Сергея Сергеевича Соковикова как человека, организующего лыжные и лыжероллерные соревнования. Однако Сергей Сергеевич также является детским тренером с опытом работы, превышающим 35 лет. Предлагаем ознакомиться со статьей, написанной им, которая посвящена проблеме, фактически приводящей к исчезновению профессии детского тренера. Мы надеемся, что его мнение найдёт отклик.
В спортивных школах Департамента спорта г. Москвы наблюдается тенденция к сокращению числа молодых специалистов. Этот вопрос часто становится предметом обсуждений, и причина сложившейся ситуации понятна всем.
В средствах массовой информации часто говорят о здоровье населения, о строительстве новых спортивных сооружений, о необходимости увеличения заработной платы учителей и работников здравоохранения, однако о неудовлетворительном положении тренеров в детско-юношеских спортивных школах предпочитают умалчивать. Тем не менее, тренерская работа в детских спортивных школах тесно связана с воспитанием, образованием и оздоровлением детей.
Существует ряд факторов, по причине которых выпускники спортивных вузов, как правило, предпочитают не устраиваться на работу в государственные спортивные школы, а выбирают должности преподавателей физической культуры в общеобразовательных учреждениях или коммерческих структурах. Их число значительно превышает.
Представлю информацию о заработной плате и деятельности московского отделения «Лыжные гонки.
Основная и первоочередная проблема: нехватка финансовых ресурсов.
начиная с 1 января 2021 года, начинающий тренер в Москве получает оклад в размере 19 700 рублей за 18 астрономических часов работы в неделю (что составляет 2,2% ставки за одного человека). Чтобы заработать эту сумму, ему потребуется убедить не менее 45 детей и их родителей (три группы по 15 человек) в важности занятий физической культурой, осуществляя рекламную кампанию за пределами учебных заведений, поскольку тренерам отказано в доступе в учреждения Департамента образования.
Чтобы повысить эффективность и сделать тренировки более интересными для детей, тренеру необходимо создать индивидуальный план тренировочного процесса, учитывая опыт признанных экспертов и современные методики. Также следует искать новые площадки для занятий, осуществлять их осмотр и подготовку (включая покос трассы и уборку препятствий, а также подготовку лыжной трассы), а также проверять и готовить спортивный инвентарь (оценивать техническую исправность лыжероллеров, подбирать подходящую смазку для лыж, ремонтировать неисправный инвентарь).
оклад учителя в Москве составляет 55 000 рублей за 18 часов занятий в неделю.
Посещение урока обязательно для всех учеников. Помимо выполнения своих основных педагогических обязанностей, учитель может осуществлять деятельность в школе на условиях совмещения или по совместительству.
3. У тренера отпуск 28 дней, у учителя – 60.
Вторая проблема: организационная
при направлении тренера в служебную командировку на тренировочное мероприятие компенсируются расходы на питание, проживание и, в некоторых случаях, проезд. Однако не принимается во внимание тот факт, что тренер в период сбора осуществляет круглосуточную деятельность, включая тренировочную, воспитательную и образовательную работу, а также несет ответственность за жизнь и здоровье подопечных. При этом, если в группе не более 12 детей, тренер работает в одиночку, а в противном случае ему приходится убеждать одного из родителей пойти на роль волонтера на мероприятии.
тренер ожидает от спортсмена определенных результатов, однако какие показатели он может продемонстрировать при ограниченном количестве сборов – всего 14 дней в год – и использовании юниорского, а не профессионального инвентаря, предоставляемого спортивной школой? Помимо этого, значительные финансовые затраты, включая дополнительные сборы для начинающих спортсменов и два сбора в год для тренировочной группы, а также приобретение инвентаря и экипировки, возлагаются на родителей. За шесть лет, необходимых для подготовки ребенка от начинающего уровня до кандидата в мастера спорта по лыжным гонкам, родительские расходы могут достигать 500 000 рублей).
согласно плану работы для тренировочной группы третьего года обучения, еженедельная нагрузка составляет 18 астрономических часов. Распределяя это время на шесть тренировочных дней, выходит, что спортсмен в возрасте 15–16 лет должен заниматься ежедневно по 3 часа. Подобный режим предусмотрен только на сборах, когда проводятся утренняя зарядка и две тренировки в день, а тренеру необходимо отражать эти часы в журнале на протяжении всего года. Учитывая, что ученики 8-9 классов проводят в школе до 16-17 часов, занятия начинаются в 18:00 и завершаются в 21:00, что, безусловно, оставляет мало времени на выполнение домашних заданий.
В каждой группе не должно быть более десяти участников. Если тренер подготовил к старшему возрасту более десяти человек, ему следует организовывать две группы. А когда это необходимо сделать?
В итоге, планирование и реальность часто не совпадают, и нередко подростки старших классов прекращают систематические занятия спортом, столкнувшись с трудностями в сочетании учебного процесса и спортивных тренировок.
Третья проблема: межведомственная несогласованность
в спортивных школах работают тренеры, однако их зарплаты невелики, наблюдается дефицит спортивных сооружений и оборудования, необходимого для проведения тренировок, и существует сложность с привлечением детей.
в московских школах имеется необходимая инфраструктура, включая помещения, финансирование и материально-техническую базу, однако ощущается нехватка квалифицированных специалистов в сфере спорта, отсутствует специализированное оборудование. Это стало причиной исключения лыжных гонок из программы Спартакиады школьников и перепрофилирования спортивных объектов в складские помещения.
в Москве насчитывается несколько сотен километров лыжных трасс, однако большая их часть находится в управлении организаций, не входящих в структуру Департамента спорта. В этих организациях отсутствует как специализированная техника для подготовки трасс, так и квалифицированные специалисты, способные обеспечить качественное покрытие. В конечном итоге, лыжня превращается в простую лыжную тропу.
у центров физической культуры имеется необходимое оборудование и квалифицированные сотрудники, однако они не располагают ресурсами для поддержания лыжных трасс, которые не принадлежат Департаменту спорта. В итоге, из сотен километров лыжных маршрутов используется лишь незначительная их часть. Департамент спорта несет ответственность за состояние всех спортивных объектов, а подготовка лыжных трасс осуществляется традиционными методами.
После шести лет работы над решением задач и обучения молодых спортсменов, если тренеру удастся сохранить 20 здоровых учеников, его заработная плата в Московской государственной спортивной школе составит 44 400 рублей.
Когда тренеры, работающие в коммерческих клубах и общеобразовательных школах, начнут получать значительно более высокую заработную плату.
Предложение по решению проблемы
необходимо признать профессию тренера сопоставимой с педагогической деятельностью и вернуть должность «тренер-преподаватель.
2. Уравнять зарплату тренера с педагогической.
при направлении тренера в командировку необходимо учитывать его сверхурочную работу и впоследствии произвести компенсацию.
взаимовыгодное взаимодействие детско-юношеских спортивных школ, специализированных спортивных школ олимпийского резерва и спортивных клубов с общеобразовательными школами должно осуществляться департаментами на основе согласованных интересов.
необходимо вновь организовать работу тиров и спортивных баз в общеобразовательных школах, а также открыть секции по лыжным гонкам, стрельбе и биатлону».
в школах необходимо открывать классы с углубленным изучением физической культуры и спорта, а также классы, специализирующиеся на отдельных видах спорта. Для организации дополнительного образования следует привлекать тренеров из спортивных школ.
в программу Спартакиады школьников Москвы вернут соревнования по лыжным гонкам».
для управления строительством, обслуживанием и эксплуатацией спортивных объектов (лыжные трассы, беговые дорожки, игровые площадки, площадки для занятий спортом с использованием силовых тренажеров) вне зависимости от того, кому принадлежит территория, при правительстве Москвы необходимо создать специализированную структуру.
необходимо обновить методические рекомендации по организации тренировок, учитывая возрастные физиологические особенности детского организма и возможность одновременного сочетания учебной и тренировочной деятельности.
необходимо уделить приоритетное внимание организации тренировок во время каникул, направив средства не на компенсацию родителям расходов на детское досуговое время, а на финансирование специализированных спортивных сборов).