От редакции:
Мы неоднократно указывали в печатном издании «Лыжный спорт» и на этом сайте, что все трудности, связанные с лыжными трассами в России, обусловлены отсутствием их юридического оформления. Как раз это отсутствие оформления и становится причиной того, что лыжные трассы в нашей стране повсеместно разрушаются и застраиваются. Примечательно, что на протяжении уже двух десятилетий все ведущие спортивные организации страны, которые, по всей видимости, должны иметь к этому вопросу непосредственное отношение – ОКР, Минспорта, ФЛГР, СБР – демонстрируют удивительное единообразие в отношении этой проблемы: они просто игнорируют её, словно она для них не существует. Это приводит к тому, что люди, занимающиеся обустройством и поддержанием лыжных трасс, пытаются найти решение этой проблемы самостоятельно. В Одинцово и в Дёмино лыжероллерные (а также лыжные) трассы проложены по «пожарным просекам», в Битце — по землям нескольких землевладельцев, в Подолино под Ярославлем Виктор Попов выкупил участок земли возле оврага и построил на нем как лыжную трассу, так и горнолыжный склон…
Представляем вашему вниманию рассмотрение данной проблемы Дмитрия Малиновского — участника спортивно-оздоровительного клуба ГАБО, юриста, кадастрового инженера, специалиста по земельным и имущественным вопросам, автора ресурсов Профкадастр.рф и Тесткадастр.рф. Дмитрий проанализировал недавно принятый Государственной Думой и подписанный Президентом Российской Федерации закон и готов рассказать о новых перспективах, которые он открывает для любителей лыжного спорта.
* * *
26 июля 2018 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации одобрила документ в финальном чтении проект федерального закона № 187920-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях упрощения процесса строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов (далее – Закон).
Закон, несмотря на свое наименование, устанавливает порядок создания публичных сервитутов, которые призваны учитывать интересы как граждан и государственных структур, так и владельцев объектов инфраструктуры, имеющих местное, региональное или федеральное значение.
Что подразумевается под термином «публичный сервитут» и какие возможности предоставляет эта правовая конструкция для обустройства и поддержания лыжных трасс?
Законом в статью 23 Земельного кодекса Российской Федерации внесены значительные корректировки. Публичный сервитут определяется как право ограниченного использования земельного участка, принадлежащего другому лицу (сервитут). Данное право может быть установлено решением государственного органа власти или органа местного самоуправления для обеспечения государственных, муниципальных нужд и нужд местного населения, при этом земельные участки не изымаются.
Законодательством также предусмотрена возможность создания публичного сервитута, позволяющего проход или проезд через земельный участок. Это может быть необходимо, например, для обеспечения доступа граждан к водному объекту, находящемуся в общественном пользовании, и к его береговой зоне.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления всех уровней обязаны создавать условия для развития физической культуры, школьного и массового спорта. Кроме того, они должны обеспечивать возможности для организации досуга жителей и создавать места для массового отдыха.
Органы местного самоуправления должны содействовать развитию физической культуры и спорта, предоставляя гражданам возможность заниматься любимыми видами спорта вблизи дома, на доступной территории. Лыжные трассы, как правило, прокладываются в живописных, рельефных районах, часто вдоль рек, водоемов или склонов оврагов, используя естественные особенности местности. Таким образом, решения органов местного самоуправления могут обеспечить доступ граждан-лыжников к близлежащим живописным местам, установив публичный сервитут для проезда и прохода по лыжной трассе с целью развития физической культуры и массового спорта.
В отличие от стандартного сервитута, публичный сервитут может быть учрежден сразу в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель, даже если границы этих участков не установлены или собственники не идентифицированы. Таким образом, условия публичного сервитута могут распространяться на земельные участки и земли, принадлежащие к различным категориям и имеющие разные виды разрешенного использования, включая территории, не имеющие владельцев и правообладателей.
В соответствии с требованиями закона, впервые установлен приоритет общественных интересов при определении условий публичного сервитута по отношению к правам собственников и правообладателей земельных участков и земель (далее – правообладатель земли). Подчеркивается, что установление публичного сервитута не отменяет у правообладателя земли права владения, пользования и (или) распоряжения данным земельным участком. В то же время, передача прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, а также предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам, не служат основанием для расторжения публичного сервитута и (или) изменения порядка его реализации.
Уполномоченный орган власти устанавливает срок действия публичного сервитута, основываясь на решении, определяющем этот срок. В соответствии с законом, продолжительность публичного сервитута всегда устанавливается в решении о его создании, и для определения этого срока не требуется обязательного согласия собственника земельного участка.
Уполномоченный орган власти при установлении публичного сервитута обязан определить условия, которые создают наименьшую обременительность для владельца земли, обеспечивая возможность использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием. Другими словами, публичный сервитут не должен ограничивать или запрещать правообладателю использовать землю.
В Земельный кодекс Российской Федерации внесено существенное дополнение, касающееся обязательного включения данных о публичных сервитутах в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). С момента внесения публичный сервитут в ЕГРН становится инструментом защиты общественных интересов, для реализации которых он учрежден. При этом, отсутствие информации о зарегистрированных правах на земельные участки, обремененные публичным сервитутом, и (или) о координатах границ характерных точек таких участков, а также наличие разногласий относительно прав на эти участки, не могут служить основанием для отказа в установлении публичного сервитута.
Создание публичного сервитута на всей лыжной трассе позволит обеспечить её сохранность и защитить от застройки и повреждений, включая действия собственников земельных участков, направленные на перекрытие доступа к трассе. Как отмечалось ранее, передача прав на земельный участок, на который наложен публичный сервитут, или предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам, не приводит к прекращению публичного сервитута и (или) изменению порядка его реализации.
Необходимо также указать, что публичный сервитут может быть учрежден уполномоченным органом власти без взимания платы за его использование. Вместе с тем, законодательство определяет право землевладельца требовать соразмерное вознаграждение от лиц, в чьих интересах установлен сервитут, если иное не предусмотрено Земельным кодексом или федеральным законом. Например, если учреждение публичного сервитута создает значительные препятствия для использования земельного участка, его правообладатель может потребовать от государственного органа или органа местного самоуправления, установившего сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации. В случае разногласий землевладельца с решением уполномоченного органа власти, он имеет право на судебную защиту своих прав.
Анализ предложенного закона позволяет с уверенностью утверждать, что правовой режим публичного сервитута может быть применен для обустройства и поддержания лыжных трасс. Процедура установления публичного сервитута для прокладки и эксплуатации лыжной трассы, вероятно, будет определяться заинтересованностью властей в развитии физической культуры и массового спорта, а также в обеспечении условий для досуга граждан.
* * *
Для организаторов лыжных трасс предлагается следующая последовательность действий:
заказ услуг по разработке схемы размещения лыжной трассы на кадастровом плане территории для последующего внесения данных в Единый государственный реестр недвижимости.
подача заявления в муниципальный орган с просьбой принять решение об установлении публичного сервитута.
решение об установлении публичного сервитута может быть принято органом местного самоуправления на основании статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации в действующей редакции (с 1 сентября 2018 года) и федерального закона
от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (вопросы местного значения в зависимости от уровня органа местного самоуправления).
передача информации о решении, устанавливающем публичное сервитут, в Росреестр в рамках межведомственного взаимодействия, а также публикация акта на официальном сайте муниципального образования.
6. Разрешение споров с владельцами и правообладателями. Следует учитывать возможность получения претензий от собственников и правообладателей земельных участков, которые могут потребовать компенсацию за учреждение публичного сервитута. Если учреждение публичного сервитута создает значительные ограничения в использовании земельного участка, его владелец имеет право потребовать от государственного органа или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, справедливую компенсацию.
Уважаемые лыжники, теперь необходимо дождаться подписания Закона Президентом Российской Федерации и его последующей публикации с указанием номера и даты. Согласно статье 12 Закона, его нормы начнут действовать с 1 сентября 2018 года!
* * *
И для наглядности приведено несколько иллюстраций, посвященных этой теме (все изображения можно посмотреть, нажав на них):
* * *
Некоторые подробности о трассе в Краснознаменске и обсуждение проблемы узаконивания лыжных трасс — в форуме sportwine.ru