Бюро «Ski-ma» производит оборудование для подготовки лыжных трасс, которое используется по всей России.

Новость партнера сайта


Успех лыжников – результат не только их собственных усилий и настойчивости, но и труда множества людей: тренеров, специалистов по сервису и тех, кто посвятил себя улучшению инфраструктуры для лыжного спорта. Среди них – представители компании ПКБ «Ski-ma», разрабатывающей и производящей оборудование для подготовки лыжных трасс. Сегодня мы берем интервью у руководителя этой компании
Валентином Пыховым.

— Валентин Юрьевич, сегодня компания « Skima» уже достаточно хорошо известно специалистам. С чего же вы начали?


— В начале 1990-х в Челябинске действовала компания, занимавшаяся разработкой и производством одних из первых российских ратраков. Позже Сергей Владимирович Фролов, ранее работавший в этой фирме, продолжил свою деятельность самостоятельно. Он проектировал и выпускал горнолыжные подъемники, сушилки для инвентаря, активные минифрезы и прочее спортивное оборудование.


Десять лет назад школа олимпийского резерва №5 Челябинска предложила ему начать подготовку лыжных трасс для тренировок и соревнований. Предоставленное школой оборудование оказалось неисправным. Сергей Владимирович приступил к разработке нового оборудования. В итоге был создан многофункциональный комплекс для подготовки лыжных трасс, сопровождаемый разработанной методикой его использования.


Увидев результаты работы этого оборудования, я задумался о возможности организации его серийного производства. Я предложил Сергею Владимировичу объединить наши усилия и ресурсы. Так было создано Производственно-Конструкторское Бюро «Ski-ma».


Значительные усилия были направлены на обновление внешнего вида оборудования: был изменен дизайн, подобрана цветовая палитра. Теперь оно выглядит более ярким, привлекательным и, что немаловажно, хорошо заметным на снегу и запоминающимся. Для повышения удобства использования были внесены изменения в конструкцию. Также был создан сайт, проведена сертификация оборудования и получен патент на изобретение. Кроме того, разработан и зарегистрирован логотип компании.


С тех пор мы прилагаем усилия, чтобы проинформировать тех, кому это актуально и может быть полезно, о существовании и эффективности данного оборудования.

— Есть ли продукты-аналоги? С какими компаниями ведется конкурентная борьба на рынке?


— На российском рынке преобладает однотипное оборудование, такое как бороны и колёсные блоки. Большинство этих конструкций были разработаны ещё в 70-е годы прошлого века, их чертежи широко доступны в интернете. В основном, при производстве используют эти чертежи, внося незначительные изменения. Однако, произошли существенные улучшения в конструкции лыжного инвентаря и технике бега, а также изменилась методика подготовки спортсменов. Это привело к ужесточению требований к качеству лыжных трасс, и старые конструкции больше не соответствуют современным требованиям к подготовке трасс.


В отличие от других производителей, мы сами готовим лыжные трассы для тренировок и соревнований. Благодаря этому мы непрерывно тестируем наше оборудование и технологию подготовки трасс в разных погодных условиях. Такой практический опыт позволяет нам постоянно улучшать комплекс, делая его более функциональным, удобным и надёжным. Мы считаем это нашим значительным преимуществом.


Мы изготавливаем оборудование, демонстрирующее свою эффективность в работе. Разработанная нами технология позволяет создавать высококачественные спортивно-тренировочные лыжные трассы, на которых успешно тренируются спортсмены всех уровней – от начинающих до олимпийских чемпионов и призёров европейских соревнований.

— А если говорить о зарубежных аналогах?


— Безусловно, существуют компании, производящие аналогичную продукцию. Следует подчеркнуть, что зарубежные аналоги существенно дороже нашего оборудования. Несмотря на то, что зарубежное оборудование обладает большей технической сложностью и расширенным функционалом, оно не всегда превосходит наше. Наше оборудование более функционально и лучше адаптировано к российским условиям эксплуатации.

— Где территориально находятся ваши клиенты? Мне известно, что ваше оборудование уже используется, в том числе, на Камчатке. Его покупают не только для подготовки лыжных трасс, но и для проведения гонок ездовых собак.


— Сейчас я просматриваю карту, на которой мы отмечаем флажками места, куда направляем наше оборудование.


Центральная Россия украшена праздничной атрибутикой, включая такие города, как Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Вологда, Кострома, Курск, Пенза… Также присутствуют флажки на всем Урале и в Сибири. На востоке их можно увидеть даже в Петропавловске-Камчатском и Владивостоке. Таким образом, география нашей дистрибуции охватывает практически всю территорию России.

— Ваше оборудование обладает преимуществом, поскольку позволяет создавать трассы независимо от погодных условий.


— Можно обозначить два основных аспекта. Первый из них заключается в том, что наши ключевые клиенты используют естественный снег. Он отличается меньшей плотностью и неоднородной структурой по сравнению с искусственным. Кроме того, выпадение снега в разных регионах страны происходит неравномерно. На одних территориях выпадает большое количество снега, требующее постоянного уплотнения, а на других – наоборот, снега недостаточно, и приоритетная задача – его сохранение.


Подготовка трассы включает в себя три ключевых этапа.


Первый этап включает в себя уплотнение снега и формирование условий для его удержания. Важно создать плотную основу трассы, которая скроет естественные неровности, такие как пни, ямы, бугры, овраги и камни. Для решения этой задачи предназначены колёсные блоки линейки KF «Лиса»


На втором этапе проводится фрезерование поверхности трассы для её выравнивания. Основная задача – создание ровной и твёрдой поверхности, напоминающей «стол» с текстурой, схожей с велюром.


Третий этап предполагает создание желобной колеи для классического хода. Классическая трасса должна отвечать установленным спортивным нормам и требованиям, касающимся её геометрических параметров и безопасности.


Укладчик «Урал» используется на заключительных двух этапах».

Наш комплекс оборудования отлично решает все поставленные задачи. В отдельных ситуациях его эффективность превосходит характеристики ратрака, который, несмотря на свою передовую конструкцию, наиболее эффективен при работе с глубоким снежным покровом и ограничен в применении при недостатке снега и на узких лесных трассах.

— А второй ключевой момент?


— Он заключается в наличии ряда дополнительных преимуществ. Например, давайте рассмотрим такую ситуацию. Когда весной интенсивное таяние снега под воздействием солнца сопровождается повышением температуры, а ночью трасса подмерзает, возникает следующее: верхняя поверхность трассы покрывается льдом, и эта ледяная корка блестит как зеркало. В таких условиях поворот лыжнику на спуске затруднен, что может быть опасно. Что можно предпринять в такой ситуации? Ратрак способен перемолоть фрезой лишь всю обледенелую трассу в пух. Однако для этого необходима отрицательная температура и время для смерзания снежной массы, а также это приведет к интенсивному таянию снега на трассе. Таким образом, ратрак в данной ситуации неэффективен. Наше оборудование функционирует иначе. На резаке «Урал» установлено более 100 режущих кромок, которые при работе на обледенелой трассе используются для срезания ледяной корки на три-пять миллиметров. На поверхности образуется неглубокая насечка и мелкая фракция, что делает трассу эффективной для тренировок и безопасной. Мы не разрушаем основу трассы. Такое бережное отношение позволяет существенно продлить лыжный сезон.

Весной, под воздействием интенсивного солнечного света, основа трассы начинает таять и истончается, образуя проталины. Ратрак и мини-фреза, используя ротор, могут перемешивать снег до земли, что приводит к разрушению трассы. Однако, на модели «Урал» предусмотрена возможность оперативного подъема режущих элементов, позволяющая преодолевать такие участки без воздействия на поверхность.


При работе на трассах, подготовленных из естественного снега, особенно в начале сезона, когда снега мало, существует значительный риск повреждения режущих элементов о различные препятствия. Для защиты оборудования и буксирующего снегохода на наших машинах предусмотрена предохранительная пластина, которая при определённой нагрузке разрушается.

К преимуществам оборудования относятся плавная регулировка глубины фрезерования, наличие технологической транспортной площадки, колеса для передвижения по поверхности без снега и другие полезные функции.

— В настоящее время для подготовки дорожного покрытия применяются активные мини-фрезы. Какова ваша оценка данного подхода?


— Мы уже сталкивались с подобными разработками. Это попытка предложить более доступную альтернативу ратраку. Первый прототип фрезы был создан Сергеем Владимировичем ещё в 2001 году. В ходе работы была создана работоспособная конструкция. Однако в настоящее время мы не осуществляем её производство. Причина заключается в том, что в процессе эксплуатации были обнаружены значительные ограничения в применении.

— Какие ограничения?


Для эффективной работы на обледенелых трассах фрезa требует мощного двигателя. Также необходимо, чтобы ротор вращался с заданной скоростью. Однако, на существующих фрезах эти характеристики не всегда соответствуют требованиям. В результате, такие фрезы не справляются со своей задачей на льду, и формирование насечки на обледенелой поверхности невозможно.


В качестве альтернативы, мини-фреза транспортируется с помощью снегохода. Однако её вес достаточно значителен. Это создает трудности при буксировке по глубокому, только выпавшему снегу. Если же вы застряли, то извлечение и откапывание устройства потребует значительных усилий.


При буксировке мини-фрезы возникают трудности при маневрировании на крутых поворотах и подъёмах.


Мини-фреза, в свою очередь, представляет собой сложное устройство, требующее определённых навыков и знаний для эффективной работы.


В-пятых, стоимость такой мини-фрезы существенно превышает стоимость всего нашего оборудования. Кроме того, она не способна решать все задачи, связанные с подготовкой лыжных трасс.

— То есть, вы хотите сказать, что ваше оборудование обладает наилучшими характеристиками?


— Да. В настоящее время мы производим колёсные блоки «Лиса» и укладчики «Урал» и «Уралец», постоянно улучшая их характеристики. Наше оборудование позволяет решать любые задачи, необходимые для создания качественной спортивно-соревновательной трассы.

— Как меняется спрос на вашу продукцию? Наблюдается ли его рост?


— Наблюдается уверенный рост. Анализ данных за годы показывает исключительно положительную динамику продаж, без снижений. Эффективно работает сарафанное радио. Наше оборудование уже установлено в нескольких известных комплексах, и мы получаем не только положительные отзывы, но и, по сути, сторонников, которые, имея личный опыт использования, убедились в достоинствах нашей техники и делятся этой информацией с другими. Заявления известных спортсменов о том, что подобное оборудование не производится в нашей стране, являются для нас наилучшей рекламой.