Реплика на sportwine.ru
Начало см.
Телевизионные рейтинги свидетельствуют о том, что интересует россиян. Телевидение по-прежнему занимает лидирующие позиции среди других средств массовой информации и бытовых приборов, хотя его прежнее доминирование снижается. Всё же телепопулярность в России остаётся показателем успеха.
Кубок мира по лыжным гонкам впервые после долгого времени появился на российском телеканале «Первый». И что?
Руководство 1-го телеканала решило показать лыжные гонки другого уровня, чем чемпионаты мира и Олимпийские игры, не для популяризации спорта. Для этого существует другой федеральный канал. Эксперимент на Первом ставил прежде всего пропагандистские цели, что подтверждал начальный выбор предполагаемых трансляций. К показу планировалась примерно десятая часть программы Кубка мира. Спасибо и на том!Эксперимент задумывался так, чтобы зрителям транслировались в основном выигрышные заезды российских спортсменов. Однако известная истина «прогнозы в спорте – неблагодарное дело» нарушила планы. В прямом эфире попали шесть гонок ( могу ошибиться на 1-2 единицыРассмотрим результаты лыжных соревнований, прошедших на Первом канале. Данные предоставила компания Mediascope, занимающая ведущее место на российском рынке медиаисследований.
Сначала разъяснения по рассматриваемым данным. Краткий телеурок:
Рейтинг (%) Процентный показатель среднего числа зрителей телеканала или телепрограммы относительно всего населения.
Доля (%) Средняя доля зрителей, посмотревших канал или программу, от общей телеаудитории, выраженная в процентах.
Среднесуточная доля канала (%) Доля аудитории канала по отношению к общей численности телезрителей за сутки.
Топ Представлены списки программ с наибольшей популярностью у зрителей.
Успешный старт измеряется попаданием в сотню самых популярных программ за неделю – топ-100. Спортивные трансляции редко встречаются в этом рейтинге из-за периодического показа спортивных событий на главных телеканалах.
Из шести лыжных гонок сезона в недельных топах оказались только две: эстафета 8 декабря в Лиллехаммере и преследование на 30 км 23 февраля в Тронхейме. Интересно, что наилучшие показатели были именно у финального преследования Ски Тура, которое стало неудачным для российских спортсменов. Оказывается, телезрители интересуются не только победами соотечественников.
Немаловажные замечания к таблицеВ топ-100 чаще всего попадают программы с долей не меньше средней суточной доли телеканала, определяющей место канала в рейтинге.
Ведущими российскими каналами считаются Первый и Россия, охваченные телесигналом всей страны.
Второе. Измерения выполняются для двух крупных групп: Москвы и России (население городов более 100 тысяч человек). Таблица показывает только наибольшие значения. Например, гонки 8 декабря и 5 января не вошли в рейтинги по московским измерениям, в отличие от российской выборки, что говорит о меньшем интересе к ним в столице по сравнению с остальной страной. В большинстве случаев Москва показывала худшие результаты лыжного спорта на Первом канале.
Цифры понравятся экспертам. Лучше всего проследить динамику с помощью сравнений.
В декабре трансляция лыжных гонок была популярна так же, как и биатлон в тот же день. Но биатлон показывали на Матч ТВ, а у Первого канала больше зрителей. Поэтому показатели биатлона более значительны. Сравнение с лучшим спортивным телерейтингом недели – фигурным катанием – ещё более красноречиво. Трансляция Гран-при на Первом канале собрала аудиторию в два раза больше, чем победный дубль российских команд в лыжной эстафете на Кубке мира.
Биатлон Биатлон не часто выходит в эфир на главном телеканале. Последний чемпионат мира показали шестью из двенадцати гонок. Остальные – на МатчТВ. Рейтинги всех биатлонных передач Первого канала были выше, чем у самой популярной лыжной (23 февраля, Ски Тур).
Биатлон чаще всего занимает лидирующие позиции в рейтингах спортивного федерального канала МатчТВ. Однако показатели этих топов не сопоставимы с показателями Первого канала. Например, трансляция лыжного Ски Тура привлекла почти вдвое больше телезрителей, чем самые популярные биатлоны на спортивном канале. Между прочим, российский зритель более заинтересован биатлоном, чем московский, как и в случае с лыжными гонками. А вот, например, футбольные матчи Лиги чемпионов… без участия российских клубов Программы для жителей столицы популярны больше, чем биатлон.
Фигурное катание Программа с высоким показателем телесмотрения не является главным спортивным проектом Первого канала. Самым популярным событием прошлой зимы стал молодежный чемпионат мира по хоккею. Рейтинги этого турнира вошли в десятку лучших передач, что для спортивных программ встречается редко.
Среднесуточная доля телеканала.
Процент просмотров лыжных соревнований не достиг среднего значения аудитории Первого канала.
Зрителю федерального канала интерес к лыжным гонкам был ниже средней популярности передач Первого канала.
По уровню аудитории биатлонные трансляции в основном соответствовали средней суточной доле, варьировавшейся от 10,3% до 11,1%.
Заключение.
Для детального анализа стоит учесть время трансляции программы, контрпрограммирование и другие телеаспекты. Самая важная деталь — цена за право вещать. Без понимания причин рейтинга бессмысленно обсуждать, оправдали ли оценки покупку. Вряд ли кто-то представит нам прайс-лист. Тем не менее, по представленной статистике, мне, человеку, который работает в телевидении четверть века, достаточно данных для того, чтобы с большой вероятностью предположить неудовлетворенность организаторов эксперимента его итогами. Скоро узнаем правду ли это или нет, ведь на основе этого опыта будут строться будущие планы. О результатах и планах узнаем в следующем соревновательном сезоне, но уже в этом году.
Окончание следует.