
Международный союз биатлонистов запретил применение фторсодержащих средств при изготовлении лыж.
Сайт Sports.ru провел интервью с руководителем сервисной группы сборной России Александром Печерским и выяснил, как команда готовится к новым правилам и какие хитрости могут помочь спортсменам.
Почему вообще запретили фтор?
Профессионалы считают, что используемый во фрикционных жидкостях фтор – это незначительное количество, однако в Европе кто-то посчитал необходимым исключить его.
Фтор применяется не только в смазках для лыж, но и в других отраслях промышленности, где его используют значительные объемы. Возможно, именно там борются за экологию, а лыжи, биатлон и другие виды спорта попали под запрет. Поэтому придумали следующее: фтор остается в снеге, когда лыжи трутся о него, снег впитывается в землю, трава растет, её едят лошади и коровы, молоко поступает на рынок…
Мое мнение: это слегка раздуто.

Фтор опасен для тех, кто обслуживает оборудование – бесспорно. Вакс-кабины оборудованы вентиляцией, а работники носят маски. Вдыхание фтора во время его нанесения на лыжи вредно. Уход фтора с рынка станет большим плюсом для сервисменов.
Некоторые утверждают, что скольжение станет хуже на 30%, скорость снизится и зрелищность исчезнет. Мне кажется, это заблуждение, ведь зритель не заметит разницу в скорости бега спортсмена. Спортсмен может немного почувствовать изменения, но быстро к ним привыкнет. Не думаю, что это будет катастрофой или шагом назад.

Мы тестируем новую смазку и сравниваем её с импортными аналогами, как с фтором, так и без него. В некоторых позициях наша смазка даже превосходит фторовые мази, что внушает уверенность в незначительном снижении скоростей и малых изменениях.
Зарубежные аналоги создают всё с маркетинговой точки зрения – это бизнес, а мы стремимся к результату. Мы хотим получить чисто спортивный продукт, а затем, если он пройдет испытания в СБР и даст результат, то мы его так прорекламируем, что мало не покажется.
В России функционируют компании, давно способные пережить запрет, – СБР взаимодействует с такими компаниями.
Наступает время перемен: с лета фтор больше не будет частью смазочных материалов. Все бренды, федерации и олимпийские комитеты получили предупреждение. Производители ищут новые формулы, а мы изучаем каталоги, чтобы определить плюсы и минусы новых составов.
Мы решили не ждать, пока импортные компании привезут готовую продукцию. Раньше работа строилась так: много брендов присылало нам смазку, мы ее тестировали и отмечали отличия. Мы решили поискать что-то в России. К радостному удивлению обнаружили, насколько мы продвинуты в этой области: есть фирмы, которые уже подготовились к тому, что фтора не будет, у них мощные физические и химические ресурсы.

Компания MAXWAX, с которой сейчас ведется сотрудничество, демонстрирует активный рост. Производитель предоставляет нам новинки – перед зимой мы тестируем их в снежной трубе Санкт-Петербурга. В режиме онлайн предоставляем рекомендации, которые тут же принимаются к работе на производстве, а затем отправляют новые образцы.
Ведутся практические работы, чтобы к зиме иметь собственное — интересное, новое и главное — секретное. В спорте есть плагиат и воровство: будем следить, чтобы продукция осталась только в наших руках. Это наша ответственность перед производителем, потому что тратятся колоссальные деньги – нельзя, чтобы это ушло за рубеж.
Как удалять старое покрытие фтора с оборудования и кабин для вакцинации? При демонтаже построек все лыжи будут сброшены.
В течение многих лет кабины для ваксирования, всё оборудование, щетки, утюги насыщались фтором. IBU предоставляет рекомендации по мойке и очистке всего этого. Но мы осознаём, что лыжи тоже постоянно использовались со фтором – он глубоко проник в пластик. И как с ним быть?
Возможно, шлифование на структурной машине сведет все лыжи к одинаковому уровню, уничтожит хорошие структуры. Без структуры все лыжи станут вторым сортом. Рекомендации указывают на способы очистки лыж с помощью материалов и эмульсий, не требующих циклирования структуры.
Интересует: реально ли все чистится пылесосами, как советуют? Очистятся ли щетки в стиральной или посудомоечной машине? Следует ли мыть машины с шампунями? Чтобы что-то делать, нужно точно понимать: что вообще чистит? Какие моющие средства? Чтобы потом масштабно всё обнулить. Ведь большой трак, который сейчас стоит в Петербурге, нужно мыть и мыть. Хочется получить все рекомендации, продумать их, обосновать руководству – и тогда в путь. Либо старые щетки выбрасываем, чтобы не заморачиваться, ну а трак отмываем.
Кто и как будет искать фтор на соревнованиях?
Нам нужно узнать у представителей IBU детали тестового прибора: когда он будет готов, его стоимость и сроки получения.
В сентябре национальные федерации и партнеры-поставщики IBU смогут протестировать устройство, а в ноябре финальную версию доставят в IBU. В соревновательный сезон замер фтора на старте и финише проведут у всех спортсменов.

Продолжаем изучать будущий прибор и его считывающие параметры. Обратились к российским производителям, но получили отказ: сложно что-то делать без понимания, как это будет сканироваться. Многие фирмы заинтересованы в покупке этого прибора для определения границ производства новой продукции.
В России производители сосредоточены на выпуске фторовых порошков, не опасаясь их возможного запрета. С предупреждением о том, что в этом году фтор запрещен на Кубке мира и Кубке IBU, предлагается уменьшить его использование в соревнованиях в России.
Не все производители были к этому готовы: производство запущено, объёмы огромны, школы закупили этот фтор. В СБР понимают, что резко прекратить его применение в России будет неправильно. На тренерском совете предложат поэтапный выход с пониманием того, что на следующий сезон использование фтора нужно остановить.
В рекомендациях IBU сказано, что любой спортсмен или команда может проверить все свои лыжи в специальном приборе за 1-2 дня до старта. Уже на Кубке мира станет понятно, насколько хорошо подготовлены лыжи, потребуется ли снимать верхний слой и делать новую структуру?
Если заранее не получим тестовый прибор, я предложил СБР приобрести такой, чтобы стать независимыми от тестов и не ждать своей очереди.
Запрет не изменит положения лидеров: Норвегия останется лучшим поставщиком услуг.
У норвежцев лучшее техническое оснащение. Фирма Swix – самый мощный производитель парафинов в мире. Естественно, лучшим образцам, секретным аналогам будут отдавать именно норвежцам. Лыжи Madshus производятся в Норвегии, структурные машины у них есть везде. В этом плане мы действительно отстаем.
Не думаю, что ситуация сразу улучшится и мы выйдем на общий уровень. У других всегда будет преимущество, наша задача – догонять и опережать, а не расстраиваться из-за отсутствия чего-либо. Нужно быть более проницательными, умными и изобретательными. Иногда с имеющимся у нас сейчас можем превосходить норвежцев и французов – без какой-либо структурной машины или других преимуществ.

Норвежцы могут замаскировать фтор? IBU допускает привозить на предсезонный тест любые лыжи – и новые, и с большим насыщением фтора. Существуют также пластики, в которых фтор уже присутствует в структуре. Исследовательский институт провел анализ содержания фтора в смазках, гелях и дошел до пластика – оказалось, там очень высокое содержание фтора. Возникает вопрос: сможет ли тестовая машина отличить фтор парафиновый от фтора из пластика? Вопросов много, не все ответы получены.
В IBU заявляют: доставьте нам лыжи, мы протестируем их и покажем, как это делается. Объяснения ждут к середине сентября. Из лыжных гонок и биатлона в Германию отправят специалиста с хорошим знанием английского, техническим пониманием, будет видеозапись.
Как поступить, если участник соревнований прибыл из Кубка России с собственными лыжами, обработанными фтором?
Нам нужно решить, как поступить: российские спортсмены будут выступать по прежним правилам и обрабатывать свои лыжи фтором. На Кубке мира или в рамках IBU необходимо будет дисквалифицировать участника, пришедшего с Кубка России. Можно очистить лыжи эмульсиями, щетками, скребками: пропустить их через специальную машину – всё станет нормально, и спортсмен сможет выступать без проблем со своим набором лыж. Мы разберёмся к началу сезона. Когда начнётся ротация спортсменов, мы будем готовы.
В случае проблем спортсменам должны предоставить запасные лыжи. Предложил создать в команде общий фонд лыж, не привязанных к конкретным спортсменам. Будут и личные лыжи спортсмена, и общие – с разными ростовками, жесткостями и структурами. Эта мысль применима и к чемпионату Европы: у резервной команды меньше лыж и моделей.
Ранее подобной практики не существовало. Как реализовать этот процесс – уже задача сервиса. Потребуется просить у той же фирмы Fischer хорошие лыжи. Например, Логинову предоставили две пары на выбор, он взял одну, но это не означает, что вторая плохая, она просто ему не подходит по характеристикам.
Ее возможно передать шведам или немцам, и ее дальнейшая работа продолжится. Цель – сохранить эти лыжи в распоряжении команды. Возможно, потребуется их выкупить.
На чемпионате мира мужчина из мужской команды бежал на лыжах женской команды, а в другой день наоборот. Важно взаимовыручка, отсутствие конфликтов. Обидно, когда лыжи спортсмена уезжают домой вместе с ним. Нужно, чтобы лучшие лыжи оставались в команде и работали на общий результат.
Могут ли отменить запрет на фтор?
Оценить точку неповорота сможем лишь после первых соревнований декабря на Кубке мира. По сути, мы её уже преодолели.
Ожидается, что в отношении здоровья обслуживающего персонала сервис будет положительным фактором, а по части уменьшения скольжения значительного спада не произойдет.
Что касается снижения стоимости продукции, это станет очевидным.
Компания MAXWAX выпускает средства только в виде эмульсий, западные фирмы предлагают их и в жидком виде, и в порошке. Цена на порошок без фтора по-прежнему составляет 10-12 тысяч рублей за банку, что удивительно. Тем не менее, сам процесс нанесения останется прежним. К Новому году недопонимание исчезнет, и станет понятно, что фтор не вернётся.

Ранее отсутствовали ограничения, а эта отрасль развивалась бурно: каждый производитель разрабатывал изделия, постигая нюансы работы. Проводился активный поиск рецептур и составов.
В России производят сырье, которое закупают иностранные компании. Мы создаем высококачественные полуфабрикаты, однако не можем их должным образом обогатить, в отличие от иностранных производителей. На сегодняшний день сервисные услуги достигли своего пика: придумали всё возможное, смешали всё реальное.
Переход на новые смазки, вероятно, спровоцирует смену приоритетов в пользу поисков новых структур. В связи с этим собственная шлифт-машина приобретет особую значимость.
Стоимость шликф-машины достигает десяти миллионов рублей, а выявление требуемых структур займёт несколько лет.
В текущем году представили руководству СБР стратегию развития сервиса. К сервису относят не только материально-техническое обеспечение, но и людей, непосредственно обрабатывающих лыжи.
В первую очередь сформировали коллектив. Некоторых пришлось заменить, а новых — перспективных и опытных — приняли. Сейчас бригада укомплектована: 8 человек будут работать с командой А, 5 – с командой Б, а ещё 3 – с юниорами и юношами. При необходимости без проблем можем усилить ту или иную сборную на главных стартах, что минимизирует ошибки и ускорит поиск оптимального подхода. В этом году вся команда прошла спецобучение, повышение квалификации и получила сертификаты. Все подтвердили свой высокий уровень.
Что касается технического оснащения, то это смазки. Сейчас я не буду подробно говорить о том, что СБР приобретет для использования. Технически это просто: купим смазки, начнем тестировать на вкатывании – и к Кубку мира будет аналитика.
Вторая часть сервиса – структурная машина. В прошлом году о ней разносили разные слухи: есть ли у СБР такая машина, купят ли ее. А если купят, то всё у нас будет хорошо? У меня много опыта работы в сборной на разных типах машин, есть опыт работы и с собственной машиной.

Приобретение шлифт-машины не сравнимо с покупкой солидного «Мерседеса» – можно сразу садиться и ехать. Это сложная машина, требующая понимания ее особенностей и характеристик. Для современной машины стоимостью около 10 млн рублей нужен опытный оператор.
В России подобный опыт имеется, но за границей он более обширен, поскольку там производят эти машины и люди на них трудятся. Желаю развеять мнение о том, что достаточно приобрести машину, и все будет хорошо. Опыт наших лыжников, использующих машину 9 лет, подтверждает обратное. Несколько лет ушло на поиски структур – это творческий и длительный процесс.
Предполагаю, с помощью машины сможем получить результаты и начать развиваться. Не хочу же гадать, насколько быстро это произойдет и когда машина станет прибыльной.
Почти вся сборная на FiscДля неё требуется конкуренция, и планируется пригласить другие бренды начиная с 2021 года.
Комплект из лыж с пластиком составляет 50-60% от общей производительности, структура – 25-30%, смазка – 15-20%. Спортсмены выбирают лыжи для конкретных погодных условий и наносят на них смазку. Служба обслуживает оборудование до нанесения смазки, проверяя ее работоспособность, сцепление, разгон и ресурс. Специалисты оттачивают комбинацию лыж-структура-смазка, чтобы спортсмен мог выступить на старте без лишних хлопот, как в «Формуле-1».
Мы занимаемся подбором лыж – когда границы были открыты, три раза за сезон наши мастера ездили на неделю на завод Fischer. Почему именно этот бренд? Порядка 90% спортсменов всех уровней сборной выступают на его продукции. Конечно, нужны и альтернативы – у нас есть, но их мало. Со следующего сезона, наверное, пригласим в команду и другие сильные компании – Salomon, Atomic, Rossignol.
В этом году трудности с приобретением лыж. Чтобы решить проблему, отправим двух сотрудников из Европы – из Финляндии и Швеции – на фабрику Fishier для отбора. Доставка в Россию затруднена. Возможно, лыжи привезут к первому этапу Кубка мира.
Спортсмены не спишут все на сервис во время прямой трансляции.
Я хорошо общаюсь со старшими тренерами команд. Не хочется, чтобы спортсмен, приехав на финиш и разговаривая с журналистами, говорил: «Как лыжи? Плохо». Как одна из наших спортсменок сказала: «Меня никто не обогнал, и я никого не обогнала, значит – плохо».
Эта оценка разрушает все огромные усилия людей, работающих над сервисом. Я беседовал с опытными наставниками о проведении анализа скольжения.

В работе по отбору лыж, смазок и структур мы уделяем много внимания. Спортсмен получает готовое снаряжение, за которое мы несем ответственность. Во время гонок оцениваем возможные ошибки совместно со спортсменом. После соревнований тестируем лыжи, разбираемся в причинах снижения скорости. Причиной может быть схождение смазки или изменение погоды во время гонки.
Тренер проводит анализ: здесь недоработка, либо оплошность, либо невозможность предугадать ситуацию. Благодаря этому оценка труда, скольжения и отдачи спортсмена на трассе будет объективной и точной. Если будем указывать друг на друга, утверждая о хорошем результате, а спортсмен не показал достойной оценки – это неправильно. Если тренер скажет, что подготовил команду, а сервис допустил ошибки – также неправильно. Нам необходимо полное взаимопонимание.
Если все приложим усилия, то быстро догоним, надеюсь, и перегоним всех. Мне просто делать всё как у остальных – это неинтересно. Хочу сделать лучше. Понимаю, что от меня не ждут объяснений, если что-то не получится. Мне самому это безразлично. Желание — чтобы болельщики, которые частично потеряли интерес к биатлону, вернулись к телевизору и радовались результатам.