Реплика на sportwine.ru
Следует ли классифицировать лыжные трассы по уровню сложности, подобно тому, как это делается для горнолыжных? Обращение к лыжникам-любителям, организаторам состязаний и специалистам в сфере лыжных гонок.
В России всё больше любителей увлекаются лыжными гонками. Занятия спортом, в частности беговыми лыжами, способствуют укреплению здоровья. Недавняя трагедия на Авачинском марафоне заставила любителей спорить о том, кто виноват. Если брать погибшего от тромба лыжника, то тут ничего не поделаешь. Ежегодно на Парижском марафоне умирает по статистике 2 человека, и это считается нормой. У меня на руках в марте 2020 года на лыжне умер человек, который не бежал изо всех сил, а стоял на лыжах к теплой куртке, снимал на камеру родных. И три человека с аппаратом для стимуляции сердца ничего не смогли сделать.
Несчастный случай на Авачинском марафоне, когда лыжник упал на спуске, столкнулся с деревом и получил травму, включая перелом нескольких ребер, вновь поднял вопрос о том, какие состязания мне под силу. Как определить, возможно ли мое участие в каком-либо соревновании при планировании стартов на сезон? Допустимо ли сходить с дистанции, в каких ситуациях и где проходит граница, когда отказ уже оправдан?
Хочется взвешенно подходить к решению об участии в гонках, располагая исчерпывающей информацией о потенциальных рисках и сопоставляя их с моими индивидуальными физическими возможностями, навыками конькового хода, умением преодолевать спуски и сложные подъемы. Это позволит избежать последующих обвинений в адрес организаторов, представителей других стран, людей другого пола, богатых людей, государственных служащих, Путина или Вяльбе, что характерно для людей, не способных к зрелому восприятию и ищущих виновного в своих неудачах.
Горнолыжные трассы имеют четкие критерии, которые отображены на схеме с помощью цветового кодирования. В зависимости от уровня подготовки, физической готовности и даже самочувствия, можно выбрать подходящий вариант: от спокойной синей трассы, подходящей для всей семьи, до сложной черной, предназначенной для скоростного спуска, или же отправиться на могул или в нетронутый снег.
Разумно было бы разработать аналогичную систему для трасс, предназначенных для бега, и для соревнований, оцениваемых по трем параметрам:
- Спуски представляют опасность и требуют уверенного владения лыжами, а также готовности к контактным гонкам и скоростным спускам в плотной группе. Оценка может быть произведена на основе крутизны склонов, ширины трассы на спусках, близости деревьев к ним, наличия закрытых поворотов или неровностей с ограниченной видимостью, а также поворотов, требующих подруливания, скольжения или плуга. Оценка сложности трассы, подобно горнолыжной, может быть представлена в виде цветовой шкалы: зеленая, синяя, красная, черная. Круг Дёминского марафона я бы классифицировал как «синий». Все спуски хорошо просматриваются и достаточно широкие, и лишь в двух местах на обледенелой трассе возможно падение при прохождении поворота.
- Общий набор высоты на дистанции и средний набор высоты на километр. Набор высоты может существенно различаться: от почти вертикального подъема до протяжного склона, который преодолевается одношажным шагом и становится изнурительным, или же когда часть подъема преодолевается по инерции, благодаря спуску. Например, Деминский круг, с его четырьмя основными подъемами и общим набором высоты 400 метров на дистанции 50 километров, я бы оценил на четыре балла из десяти, а Красногорский маршрут, где, по-видимости, около 1000 метров набора высоты, получил бы от меня 8-9 баллов. Не участвовал в забеге, но известно, что самая сложная трасса – это Малиновка. Следовательно, ее можно оценить в 10 баллов.
- Для подготовки трассы используют различные методы: регулярная подготовка ратраком, ратрак, предназначенный исключительно для проведения гонки, снегоход, прицеп, прокладывание трассы лыжниками вручную по целине и другие способы. Принимая во внимание ширину подготовленной трассы, обеспечивающей свободный обгон, я бы оценил Деминский круг на 8 из 10 баллов (почти на всем протяжении имеется возможность спокойно совершать обгоны, без риска заехать на целину). Мурманскому марафону, вероятно, поставил бы максимальные 10 баллов (по моему воспоминанию, трасса была очень хорошо подготовлена). А вот на марафоне в Переславле-Залесском, который я пробежал в сезоне 2020-21, несмотря на старательную подготовку снегоходом, палки проваливались, на подъемах при температуре -3 градуса уже на третьем круге образовалась каша, поэтому я бы дал оценку в 4 балла.
Согласно этим трем критериям, трасса Деминского марафона могла получить оценку «Синяя-4-8». Человек, не участвовавший в этом марафоне, может принять решение о его сложности, основываясь на подобных параметрах и сравнивая их с условиями своих тренировок.
Разумеется, можно использовать весовые коэффициенты для каждого параметра и вычислить единый показатель. Однако степень сложности и опасность может варьироваться для разных спортсменов. Для одних важна безопасность при движении по сложным участкам, и они готовы преодолевать подъемы. Другие предпочитают избегать подъемов, но с удовольствием спускаются по горам. А для кого-то ключевым фактором является качество трассы, и он готов справиться и с подъемами, и со спусками.