В Австрии начала работу лыжно-биатлонная академия


Представляем вашему вниманию беседу со специалистами Австрийской Лыжно-биатлонной Академии (
Austrian Langlauf and Biathlon Academy) – Александры Тюличевой (Россия), Анны Шпрунг (Австрия) и одного из наиболее квалифицированных специалистов по подготовке лыжников Тронда Нистада (Норвегия).


А.Т. Мы искренне приветствуем тенденцию в мировом сообществе к открытому обмену информацией, поскольку такой обмен исключает «проигравших» и «обворованных», позволяя каждому тренеру максимально реализовать свой потенциал и потенциал спортсменов, расширяя свой кругозор и анализируя методы других специалистов. Это новый этап профессионального роста и новый уровень развития лыжных гонок и биатлона, настоящая «глобализация» со знаком «Плюс». Анна, расскажите, пожалуйста, нам известно, что в Норвегии обмен опытом – привычная практика, а как обстоит дело с этой практикой в Европе, например, в Австрии?


В этом году Федерация инициировала программу, направленную на повышение конкурентоспособности Австрии в биатлоне: спортсмен имеет возможность посещать тренировки других команд вместе со своим тренером. По мнению европейских экспертов, подобный подход является наилучшим способом развития биатлона на современном этапе.


В России наш Центр (Спортивный центр «Лидия»), возможно, первым начал предоставлять услуги в подобном формате: любой спортсмен может пройти у нас учебно-тренировочный курс, оставаясь при этом в своей команде. После повышения квалификации, которое обычно занимает от нескольких дней до нескольких месяцев, он возвращается к тренировкам со своим тренером. Для нас важно, что некоторые спортсмены приезжают вместе со своими тренерами – это позволяет не только обучать и спортсмена, и тренера, но и совместно разрабатывать стратегию дальнейшего функционального развития атлета. Однако не все тренеры положительно воспринимают обучение своих спортсменов в сторонней организации, даже если это приводит к улучшению результатов и повышению технического мастерства. Тренеры порой создают препятствия. При этом отсутствует риск перехода спортсменов к нам, поскольку мы не являемся государственной структурой и не можем обеспечить финансирование, таким образом, мы не являемся прямыми конкурентами. Как отнеслись тренеры в Австрии к этой программе?


А.Ш. Так или иначе, подходы к оценке сотрудничества различаются. Разным спортсменам требуется разное время, чтобы осознать преимущества такого взаимодействия. Например, лыжники и биатлонисты, присоединившиеся к программе на начальном этапе, демонстрируют положительные результаты контрольных стартов, подтверждая верность выбранного пути. Однако, как правило, опытный тренер высокого уровня рассматривает это сотрудничество как полезное. Уровни подготовки и мышление отличаются.


А.Т. Тронд в настоящее время находится в Рамзау и сотрудничает с вами. Совпадают ли ваши подходы к работе?


Да, мне посчастливилось сотрудничать с Трондом, он обладает тонким пониманием спортсменов. Можно утверждать, что наши стили близки, поскольку для меня ключевым аспектом работы является настрой на волну спортсмена, стремление понять его внутреннее состояние – его настроение, самочувствие, возникающие трудности. Трюнд не использует шаблонных схем, он постоянно находится в поиске, проявляет творческий подход, предлагая разнообразные варианты тренировок и стремясь к наилучшему решению для каждого. Ведь все люди непохожи, и всё требует индивидуального подхода.


Да, я понимаю, о чем речь, я также применяю подобный подход в своей работе, вероятно, это называют тренерской интуицией. Мне нередко задают вопросы о том, как заметить тонкости в технике и какой объем работы следует использовать какими средствами. Это сложно объяснить, поскольку необходимо понимать, куда смотреть и уметь отделить у спортсмена ключевые факторы от второстепенных – выявить причины, а не только следствия ошибок. На начальном этапе все достаточно предсказуемо, однако у спортсменов более высокого уровня – все строго индивидуально, не встречается повторяющихся ситуаций, как говорится, «нужно наблюдать». В отношении функциональной подготовки – необходимо еще больше внимания к деталям, нужно чувствовать спортсмена, и фактически я не применяю одну и ту же схему подготовки два года подряд, появляется новая информация, и всегда находятся более эффективные методы. Тем не менее, существуют строгие правила, о которых я всегда говорю тренерам – если их соблюдать, то работа станет эффективной на базовом уровне, а дальше прирост эффективности практически неограничен, начинается творческий процесс. Многие тренеры надеются найти готовые пошаговые инструкции, но в лыжных гонках их нет, а в биатлоне?


В биатлоне ситуация аналогична. Существуют определенные правила, однако тренер и спортсмен разрабатывают стратегии, исходя из их знаний и опыта. Это похоже на вождение автомобиля: соблюдение правил позволяет уверенно продвигаться вперед, но если вы точно знаете, куда нужно попасть и располагаете информацией о различных маршрутах, ведущих к этой цели, можно выбрать наиболее эффективный путь и опередить соперников. Если вы допустили ошибку и выбрали неверное направление, но располагаете запасными вариантами объезда, есть возможность исправить ситуацию.


А.Т. …если же правила нарушаются, спортсмен после аварии уступает место следующему участнику, и так продолжается, пока не появится сильный, который, несмотря на многочисленные нарушения, всё же не достигнет финиша. К сожалению, это отражает особенности нашей системы в России. В связи с этим вопрос к Тронду – как организован спортивный отбор в Норвегии?


В Норвегии отсутствует система спортивного отбора. Мы обеспечиваем одинаковую подготовку для всех детей, полагая, что одарённые проявят себя сами. Сложно сразу оценить потенциал каждого ребёнка, поэтому нередки ситуации, когда тренер, ошибочно принимая кого-то за талантливого, уделяет ему больше внимания, в то время как действительно одарённому спортсмену может не хватить должного внимания, что препятствует реализации его способностей. В детском возрасте не следует столь неравномерно распределять ресурсы, необходимо обеспечить равные возможности для всех.


А.Т. Тронд, действительно ли в Норвегии до четырнадцати лет дети не принимают участия в соревнованиях?


До двенадцати лет время, показанное спортсменами, фиксируется, но не учитывается при определении мест. Это обусловлено значительными различиями в темпах развития, поэтому до двенадцати лет ребёнок сопоставляет свой результат только с предыдущими собственными достижениями.


Какие тренировочные средства используются? Какова работа над техникой? Как вы находите баланс между развитием технического мастерства и предотвращением формирования слишком жесткой, негибкой соревновательной техники, которая может ограничить возможности ребенка в будущем?


Для занятий с детьми мы применяем широкий спектр упражнений, заимствованных из других видов спорта, и следим за тем, чтобы они выполнялись с соблюдением техники. Объем специализированных упражнений не должен быть определяющим, однако с самого детства необходимо формировать правильное выполнение технических элементов лыжных ходов. Не менее важно научить детей постоянно анализировать свою технику. Неэффективным методом обучения является ситуация, когда дети проезжают короткую дистанцию перед тренером, получая постоянные поправки. В таком случае ребенок будет неосознанно ожидать корректировок извне, и если они не поступают, не сможет сохранить технику. Чтобы развить привычку постоянно анализировать свои действия, мы организуем занятия в парах на круге: сначала тот, кто движется позади, указывает на ошибки передвигающегося, затем они меняются местами. Для осознанного усвоения необходимо проговаривать выполняемые движения .


Да, я обратила внимание, что и в Финляндии, и в Эстонии, где мы проводим значительное время на тренировочных сборах, дети демонстрируют высокий уровень технической подготовки. Видно, что с раннего детства они знакомы с базовыми принципами – владеют навыками перемещения, знают, как задействовать голени и таз, и понимают, что сначала необходимо опираться на палки, а затем уже отталкиваться. Заметно, что ни одно движение не выполняется механически, и приоритет отдается качеству, а не скорости. Тронд, существует ли единая программа, по которой работают все спортивные школы Норвегии, то есть централизованное руководство?


Да, координация и техника играют ключевую роль в лыжных гонках. Подобные программы разрабатывались неоднократно, однако на практике сейчас они не реализуются.


А.Т. Детские тренеры, безусловно, владеют методикой и не отклоняются от неё ради быстрых результатов. Однако, к сожалению, в России координационно-техническая работа оставляет желать лучшего – от детских школ до спорта высших достижений. Надеемся, что наша Академия поможет восполнить эти недостатки. Тронд, если говорить о техническом мастерстве, то в мою команду «LD ski team international» и на мои консультации по технике иногда обращаются люди, ранее занимавшиеся другими видами спорта. У них уже сформированы определенные навыки и позы, поэтому, если сразу пытаться навязать технику, она вряд ли получится качественной, и эти моменты будут проявляться. В таких ситуациях я работаю над нервно-мышечными связями, корректирую сложившиеся стереотипы, используя нестандартные упражнения, зачастую противоположные тем, что нужно исправить, «обнуляю» человека, приводя его к состоянию, когда он как чистый лист, а затем начинаю создавать новые структуры. Каково ваше мнение?


Не всегда требуется начинать всё с нуля. В любом виде спорта есть навыки, которые можно успешно использовать, делая на них акцент, и это даст человеку преимущество.


Благодарю за полезный совет! Анна, я хотел бы узнать твое мнение: по моему опыту, даже пожилым людям, оказавшимся в преклонном возрасте, можно освоить лыжную технику. Безусловно, это потребует больше времени, чем обучение молодого человека, но результат вполне достижим. А как у тебя обстоят дела с обучением биатлону взрослых, людей с опытом в других видах спорта, ветеранов? Или успешное освоение стрельбы – это привилегия только молодых?


Обучение стрельбе возможно в любом возрасте, и уже через несколько месяцев занятий можно добиться заметного прогресса. Сочетание тренировок с психологической подготовкой и физическими упражнениями – это уже отдельный вопрос. Однако возраст не является препятствием.


По вопросам физической подготовки у нас тоже возникло несколько вопросов. Тронд, в России сейчас активно обсуждают бег по болотам, складывается впечатление, что норвежцы предпочитают иной формат соревнований


В Норвегии существует давняя традиция: каждое воскресенье проводятся пешие походы продолжительностью в три часа по разнообразным ландшафтам. Помимо этого, раз в неделю мы тренируемся на стадионе, однако большая часть времени отводится бегу по грунтовым дорогам.


А.Т. Бег по стадиону, как мы его представляем, не характерен для лыжников.


Да, летом мы выходим на стадион раз в неделю. Стадион предоставляет стандартные условия, которые позволяют эффективно развивать навык распределения сил. Для преодоления 17 кругов (3000 м) необходимо правильно распределить свои ресурсы, не допустив завышения темпа в начале дистанции.

А.Т. А велосипед применяете?


Нет, данный метод мы не используем. Один час бега эквивалентен двум часам езды на велосипеде, но у нас просто не хватает времени…


Вопрос силового тренинга также вызывает дискуссии: в нашей команде используется блочная система. В первую очередь мы работаем над регулированием нервной системы, восстанавливая внутримышечную координацию, затем стимулируем гипертрофию, после чего вновь корректируем работу мышц, структура которых изменилась вследствие гипертрофии. Далее следует блок, направленный на межмышечную координацию и использование «новой» силы в лыжном ходе. Ранее мы использовали метод, при котором эти качества развивались одновременно. На мой взгляд, блочная система более эффективна. Каково ваше мнение на этот счет?


Я также применял оба этих подхода на практике и искал оптимальные решения, но сейчас моя работа организована следующим образом: я определяю, каких именно элементов не хватает конкретному спортсмену, и затем разрабатываю программу тренировок, направленную на устранение этих недостатков.


А.Т. Да, это очевидно – кажется простым, однако требует от тренера высокой квалификации и точного понимания ситуации! Тронд, в ноябре мы снова будем здесь, в Рамзау, будем подниматься на высоту 2700 метров, возможно, стоит изучить, как норвежцы справляются с условиями высокогорья?


В соответствии с общими положениями, следует уменьшить нагрузку. Через 5-6 дней возможно применение интервальных тренировок, соответствующих лактатной зоне 3, однако продолжительность отрезков необходимо сократить вдвое.


А.Т. Тронд, благодарю за очень содержательную беседу, мы будем рады видеть вас на тренировках нашей Академии и в ноябре. Ваши советы спортсменам оказались весьма полезными, я смогла ощутить, насколько ценно, когда другой тренер оценивает ваших учеников. Мы обнаружили новые нюансы, которые ускользнули от моего внимания, и у меня сразу появились мысли о том, как использовать эту информацию в дальнейшей работе. Анна, давайте поговорим о различиях в системах. В нашем Центре мы давно объединяем различные подходы, много тренируемся в Европе и Скандинавии, поэтому отличий немного. Однако, если говорить о системе спортивных школ, государственной системе и фактической работе тренеров по лыжным гонкам на местах в России, то разрыв очень существенный. Как обстоят дела с биатлоном? По-вашему, существует принципиальное отличие европейской и российской систем?


Как мы уже отмечали в начале, для эффективной работы тренера по биатлону необходимо ментальное понимание спортсмена и чуткое восприятие его психологии. Даже физиологические изменения в организме во время тренировки более предсказуемы, чем психологические. В России в тренировочной группе обычно много спортсменов, что исключает физическую возможность тренера поддерживать контакт с каждым из них во время стрельбы, и это создает определенную проблему.


А.Т. Является ли схема организации тренировочного процесса в Европейской системе «спортсмен-тренер», а в российской – «группа-тренер»


А.Ш. Да, именно так! Этот организационный аспект может препятствовать полному раскрытию потенциала каждого спортсмена. Требуется индивидуальный подход. Именно это и будет гарантировано в нашей Академии.


Занятия в школе АLBA доступны как профессиональным спортсменам, так и всем, кто увлекается лыжным спортом и биатлоном. Возникает вопрос, необходимо ли любителям заниматься с тренерами высочайшего уровня, ведь в России и Австрии существует множество клубов, которые, вероятно, также предлагают приятное времяпрепровождение на лыжах. В таких клубах, как правило, требования к тренерскому составу невысоки: тренерами часто выступают бывшие спортсмены, не имеющие педагогического образования и опыта работы?


У каждого свои приоритеты. Одни стремятся получить сервис и развлечения на лыжне, готовые оплатить это. Другие, как в России, так и в Европе, относятся к более вдумчивому и интеллектуальному контингенту, стремящемуся к профессионализму во всех аспектах своей жизни – будь то работа или увлечение. Мы ориентированы на такую аудиторию и предлагаем им тренировки высокого уровня, аналогичные тем, что получают профессиональные спортсмены.


Да, именно такие люди проходили обучение в нашем питерском Центре, и сейчас мы можем предложить им новые перспективы трудоустройства в лыжных гонках под руководством опытных специалистов, а также в биатлоне. Не потеряет ли биатлон свою значимость, если станет более доступным?


Пресса, кажется, необоснованно возвысила биатлон, и я полагаю, что этот вид спорта должен быть более доступным. Это действительно захватывающее зрелище! Видя, как горят глаза спортсменов после тренировки, хочется, чтобы как можно больше людей ощутили эту радость!


Многие сейчас могут решить, что обучение в Академии обойдется в очень большую сумму. Постараемся развеять эти опасения?


Занятия в нашей школе обойдутся дешевле, чем в некоторых российских любительских клубах, а при сравнении с европейскими ценами стоимость сопоставима с тренировками у обычного инструктора. Безусловно, профессиональная работа должна получать достойное вознаграждение. Однако, по сравнению с некоторыми некомпетентными тренерами, наше соотношение цены и качества является оправданным. Мы уважаем время и средства наших клиентов.


Согласно информации, которую я располагаю, все сотрудники АLBA обладают высшим образованием, и, насколько мне известно, в Европе и Скандинавии невозможно занять должность без необходимой квалификации. Не могли бы вы рассказать, каким образом организован процесс обучения персонала в Австрии? Существует ли в Австрии учреждение, аналогичное нашим училищам олимпийского резерва, после окончания которых спортсмен начинает работать педагогом.


В Австрии существуют учебные учреждения, где спортсмены могут получить образование, но оно не связано с тренерской деятельностью, а дает «гражданскую» профессию. Для получения тренерской квалификации требуется углубленное обучение в университете, и совмещать его с тренировками будет затруднительно.


По мнению А.Т., в России существует значительная проблема: действующие спортсмены часто совмещают занятия с обучением на тренеров, что негативно сказывается на качестве подготовки и приводит к нехватке квалифицированных специалистов.


В Австрии спортсмену, не имеющему дополнительного образования, доступна должность инструктора, но только для начинающих.


А.Т. Возвращаясь к нашей Академии, можно ли утверждать, что Австрийская Лыжно-биатлонная Академия представляет собой первый международный проект подобного рода? В рамках ALBA созданы условия для обмена опытом с ведущими специалистами, такими как Тронд Нистад, тренер норвежской сборной по лыжным гонкам, и Альфред Эдер, тренер Дарьи Домрачевой. Для профессиональных спортсменов из любой страны, а также для любителей, открыт доступ на учебно-тренировочные сборы в Академию. Является ли это принципиально новым подходом к организации?


А.Ш. Да, это действительно так, проект обладает уникальными особенностями. Мы приложим усилия, чтобы сделать профессиональный спорт доступен широкому кругу людей.


В нашем Центре, расположенном в Санкт-Петербурге, мы частично внедрили эти направления: спортсмены, стремящиеся улучшить свои результаты, могут повысить квалификацию, тренеры, нуждающиеся в советах, – получить консультацию, а спортсмены-любители различного уровня, от начинающих до опытных марафонцев, – тренироваться в команде с профессиональным подходом, объединяющим представителей из России и стран Евросоюза. Специалисты Центра, обладая хорошей теоретической базой, давно поддерживают международное сотрудничество и общение с коллегами, поэтому к нам обращаются тренеры и спортсмены со всей России, а также иностранные граждане. Анна, вы, работая в Рамзау, также занимались подобной деятельностью – оказывали содействие в подготовке норвежских, венгерских и австрийских спортсменов, а также спортсменов-любителей из России, вы постоянно поддерживаете международные контакты, посвятив спорту 20 лет и став чемпионкой мира, для вас уровень профессионального спорта и оказание услуг высокой квалификации – обычное дело. Надеемся, объединив наши знания и опыт, мы сможем оказать помощь многим спортсменам, как профессиональным, так и любителям, в достижении значительных успехов в спорте?


Да, безусловно, особенно с консультантами уровня Тронда и Альфреда! Австрийская лыжно-биатлонная академия начала свою работу. Следующий тренировочный сбор запланирован на ноябрь.
Информация о сборе