Анонс соревнований
20 января 2024 года лыжный марафон Николов Перевоз ВЕЛО1 состоится во второй раз. Дистанция этого года пролегла вдоль канала им. Москвы по трассе туристического маршрута ВЕЛО1 Москва — Санкт-Петербург от Яхромы до Дубны и составит 56 км. Организаторы гонки, несмотря на её молодость, обладают обширным опытом проведения соревнований, в том числе лыжных марафонов, а вдохновение черпали у лучших марафонов мира: Васалоппет, Биркебейнерреннет и, конечно же, у самой атмосферной в мире гонки — итальянской Марчалонге!
Помимо основной, 56-километровой дистанции, участники смогут выбрать более короткие варианты: в два и четыре раза меньшие. 33 и 17Каждая участница сможет выбрать расстояние, соответствующее её физической форме.
Канал им. МосквыС героической историей создания, оригинальностью инженерных решений и впечатляющими сооружениями канал является священным местом для жителей Дубны. В отличие от других крупных гидротехнических строек страны его проектировали и строили советские инженеры без помощи иностранных специалистов.
МарчалонгаЭто один из самых красивых лыжных марафонов мира, который дубненские лыжники впервые среди зарубежных стартов испытали в 1991 году и с тех пор навсегда привил дубненцам не только любовь к форматам из точки А в точку Б, но и мечту о проведении таких соревнований в своем регионе.
ВЕЛО1Новый масштабный веломаршрут протяженностью более 1000 км соединит Москву и Санкт-Петербург. Маршрут пройдет вдоль канала до Дубны, затем повернет на Тверь и приведет в Питер. Зимой велотрасса станет прекрасным местом для любителей даблполинга.
RussialoppetОрганизаторы русские серии длинных гонок и «Николов Перевоз», осуществляющие дубненские старты, решили рискнуть всем, чтобы осуществить давнюю мечту и провести первый линейный марафон по новому туристическому маршруту вдоль Канала им. Москвы.
Первый лыжный марафон «НИКОЛОВ ПЕРЕВОЗ ВЕЛО1» собрал около двухсот самых выносливых и жаждущих новых приключений участников. Гонка была организована в формате пролога по двум причинам: многие любители еще не были готовы испытать марафонскую дистанцию в начале сезона, да ещё и новым стилем, принятым пока только среди профессионалов.
Во-вторых, за организаторами стояла задача тестирования гонки.
Проводились испытания возможности создания лыжной трассы от Ударной до Дубны. Этот участок сложнее предыдущего, ведущего до Яхромы, из-за исторически сложившихся переходов для людей и общественного транспорта, требующих эвакуации снегоуплотнительной техники и отсутствия уважения к спортивному сообществу со стороны местного населения.
Мы сами проверяли свою способность организовать все услуги: от трансфера до медиа-сопровождения. Боялись за логистику, особенно волновались о возможных ошибках в графике доставки личных вещей с начала до финиша и обеспечении точек питания. Ничего не забыли, и никто не остался голодным. Хотелось узнать, реально ли провести масштабное мероприятие силами небольшого местного сообщества: добровольцами Дубны, Талдома и Дмитрова. Их мы быстро вырвали из посленовогоднего отдыха, и они очень быстро откликнулись, но большинство не имело опыта в проведении спортивных соревнований.
Хотя ошибки в организации имелись, влияние на общую атмосферу было незначительным, и многие остались незамеченными. В первый раз удалось максимально отработать формат, чтобы гонка в будущем превратилась в большое ежегодное лыжное паломничество.
Благодарю всех, кто поверил в нас и помог воплотить нашу общую мечту!
* * *
Организаторы и участники делятся впечатлениями.
Георгий Кадыков-Орбелиани:
Первыми моими тремя марафонами WorldLoppet стали дистанции от точки А до точки Б: MARCIALONGA / MORA-CAVALESE (1991), FINLANDIA-HIIHTO / Hammenlinna-Lahti (1992), BIRKEBEINER-RENNET / RENA-LILLEHAMMER (1992). После участия в них мне казалось, что другого формата не существует. Впечатления были колоссальными. До сих пор удивляюсь, как без интернета, онлайн-брифингов, навигаторов и т.д. удалось «не потеряться» среди огромного количества людей в потоках трансферов, временах стартовых волн во время первых поездок за границу.
Через тридцать лет после ярких впечатлений, определивших всю мою спортивную жизнь, профессиональную карьеру и судьбу, я стою у финиша «Николова Перевоза» и встречаю участников, начавших свой путь от пункта А.
Для осуществления организаторской «мечты детства» привлечены шесть автобусов, две газели-фургона, одна газель-микроавтобус, четыре легковых автомобиля, 72 волонтера и 36 судей с организаторами, три снегохода, один ретрак и один эвакуатор.
Впечатления от участника-контролера Кирилла СмирноваЧемпион России по лыжным гонкам.
Я выступил на старте первой линии и сразу же вместе с лидерами отправился покорять новую лыжную трассу вдоль канала им. Москвы. Лидеры сразу установили высокий темп, группа разделилась на небольшие подгруппы. Через 500 метров я решил снизить скорость и присоединиться к более медленным группам. На всей трассе было три пункта питания и один участок длиной 50 м со снятием лыж. Палки проваливались в отдельных местах. Скольжение было затруднено из-за переметенного снега, поэтому лыжи сыграли важную роль в гонке. Для меня эта гонка стала настоящим марафонским испытанием, хотя цель на старт была выступать контроллером и следить за участниками своей волны. Сам формат гонки достаточно уникален для России, но не для Европы, которая сейчас закрыта для многих. Марафоны без мази, на руках, в России проводят только сильные спортсмены, а здесь благодаря плоской трассе каждый любитель мог испытать себя этим прогрессивным стилем, имеющим свои преимущества, например, возможность сидеть и не напрягаться, следуя за другими участниками. Это я и делал на протяжении всего марафона. Практически все участники доехали мини-группами, которые сменяли друг друга, как в велоспорте.
На финише участников ждала горячая солянка по-дубненски, чай, изотоник, бутерброды и множество других угощений. Теплые вещи, которые сдавали на старте, участники получали и направлялись к автобусам, доставившим их до офиса соревнований.
Этот марафон стал первым за много лет в московском регионе, прошедшим по формату из точки в точку. Задел сделан серьёзный. Опыт проведения таких соревнований мало у кого есть в России, для организаторов Russialoppet это было впервые. В следующем году стоит ожидать развития и роста этого события.
Инна СимаковаМастер спорта России по лыжным гонкам, победитель всероссийских соревнований памяти Раисы Сметаниной.
«Николов Перевоз Вело1» стал моим первым классическим марафоном и первым из точки в точку. Впечатления положительные! Организация была продумана до мелочей, несмотря на то что гонка проводилась впервые. Для участников был выложен подробный гид для подготовки к старту, организованы трансферы Москва — Дубна и обратно, а также трансферы до места старта и до СК «Радуга». В СК «Радуга», где проходило получение номеров и награждение, можно было переодеться в тепле и даже принять душ. Вы когда-нибудь возвращались с соревнований чистым? На Вело1 была такая возможность.
Гонка достаточно простая, особенно для любителей ДП. Трасса была хорошо подготовлена, местами палки проваливались, но это не мешало мне. Стартовала из первой линии, но решила пропустить мужчин вперед, чтобы ехать за кем-нибудь. В итоге пропустила слишком много людей и почти 7 км догоняла группу участников. Скольжение было хорошее: не лед, но скорость была высокая. Хорошо работать в «паровозике» с другими участниками, а еще лучше – против других групп и участников. Отсутствие рельефа позволяет идти ровно всю дистанцию, не упасть и не словить «стенку» на подъеме. Благодаря классическому стилю нет толкотни и проблем с обгоном.
В ожидании на финише предлагались тёплые напитки и угощения. Возможна была поездка в тёплый автобус, который привозил участников обратно в СК «Радуга».
Марафон хорошо подходит новичкам, которые пока опасаются стартовать на дистанции 50 км с перепадами высот, и может стать прекрасным открытием марафонского сезона для профессиональных бегунов.
Варвара ПрохороваПобедитель и призёр этапов Кубка мира по лыжероллерам, мастер спорта России по лыжным гонкам.
Привет всем! Хочу рассказать о марафоне «Николов Перевоз Вело1». В первую очередь, очень хотела принять участие в первом подобном марафоне, поэтому приехала накануне прямо из Кубка России.
Бег по прямой траектории с двумя чётко обозначенными лыжнями представлялся увлекательным занятием. Отсутствовали повторяющиеся круги и подобные построения. В отдельных местах палки проваливались в снег, но об этом нас заранее предупредили, поэтому я была к этому готова.
Выпускали участниками по пятидесятку, из-за этого толпы не было, это прекрасно. Погода оказалась приятной, немного прохладно. Представляла, что будет ветер с реки – но нет, стояло тихо.
Хорошо, что по трассе пролегает шоссе, группа поддержки может передвигаться на машине и наблюдать за участниками в разных точках.
Положительный момент – церемония награждения началась спустя пять минут после окончания дистанции, не пришлось долго ожидать. Я терпеть не могу ожидание, поэтому это мне очень понравилось. Что ещё сказать? Думаю, марафон заслуживает звания российской Марчалонги.
Подробности о гонке можно узнать ЗДЕСЬ
Заявиться можно ЗДЕСЬ
Рекомендации организаторов
ТРАССА
Трасса гонки достаточно плоская и легкая, но участники сталкиваются с препятствиями из-за того что проходит по туристическому маршруту вдоль канала имени Москвы, где предусмотрено движение пешеходов и общественного транспорта.
Самый живописный, но узкий участок дороги пролегает вокруг Шлюза №2 по настилу из дерева протяжённостью в один километр.
У переправы «Мельдино» на 46-м километре дистанции участники гонки должны снять лыжи и пройти пешком по проезжей части – подобно пит-стопу на скиатлоне, но без замены инвентаря. По опыту прошлого года, этот переход не вызывает сильного дискомфорта у участников, но к нему стоит быть готовым заранее, чтобы в ходе гонки избежать лишних сюрпризов.
ЭКИПИРОВКА
В спортивном комплексе «Яхрома» участники состязаний могут воспользоваться теплыми раздевалками.
Рекомендуется брать с собой на старт сухое термобелье, свитер, куртку, обувь и чехол для лыж. Все вещи положить в промаркированный пакет, плотно завязать. Запрещается вкладывать или обматывать пакеты большими рюкзаками, спортивными сумками или чемоданами. Сумки больших размеров оставить на хранение в МАУ СОК «Яхрома». После финиша участник может переодеться в огороженной зоне гардероба или в автобусе. Рекомендуется надеть или взять с собой бафф/балаклаву, жилетку и тейпы для лица на случай сильного мороза.
Людям, занявшим места в протоколе лыжных марафонов ниже середины (более 3 час. 30 мин.), советуют брать налобный фонарик на случай финиша после заката.
Лыжня может быть мягче обычного, поэтому рекомендуется использовать палки с большими лапками. Подготовленным участникам, регулярно тренирующимся, советуем бежать на коньковых лыжах или классических лыжах без мази держания. Для этого лучше использовать ботинки для конькового хода. Ботинки надевать перед стартом, а снимать сразу после финиша, чтобы не повредить карбоновое шасси и не поскользнуться при переходе через Канал им. Москвы.
ПИТАНИЕ
Через каждые 13-17 километров будут организованы пункты питания. Рекомендуется брать с собой подсумок с горячим напитком и дополнительным спортивным питанием.
На стокилометровой трассе установлено 4 поста питания.
11:30 – 13:15 17 км место отдыха «Татищево»
12:00 – 15:15 33 км место отдыха «Гарское»
12:30 – 16:30 46 км Переправа «Мельдино»
13:00 – 17:00 56 кмОтдых в «Дубне» с горячим питанием по завершении заезда.
ТРАНСФЕР
Для всех участников на месте финиша организуют трансфер до старта МАУ СОК «Яхрома». Трансферы будут ждать участников соревнований на правом берегу Канала им. Москвы напротив места финиша выбранных дистанций. После финиша участникам нужно перейти через Канал по деревянным мостам (17, 33 км) или понтонной переправе (56 км). Время отправления конкретного автобуса дадут только после того, как не менее 45 участников займут в нем места. Сопровождающим спортсменов лицам пользоваться трансфером запрещено!
* * *
Немного личного:
Для меня Николов Перевоз — всегда особая история. Я бежал этот марафон, когда старт был в Ратмино, а маршрут проходил по реке. Это был год, наверное, 2003. Тогда я только начал заниматься лыжами и очень заинтересовал слоган «В этот день все лучшие лыжники Москвы и Подмосковья соберутся в Дубне». С той февральской гонки запомнилось яркое солнце, бесконечная река и почему-то солянка на финише.
Я бегал «Перевоз» в Веретьево и Пересвете, помню, как его переносили на резервный пятикилометровый круг в Дубне, пытались экспериментировать, — кстати, довольно удачно, — с классическим стилем. Несколько лет назад мы всю ночь пробирались в Дубну через вьюги и метели, приехали за полночь, чтобы утром узнать об отмене или переносе.
За время существования марафона случались оплошности, но гонки такого типа заставляли вновь вернуться, попробовать себя и свои силы в Дубне. Возможно, секрет кроется в душевной атмосфере стартов и смелости организаторов воплощать новые идеи.
Идея российской Марчалонги, особенно в условиях санкций, кажется очевидной. Не удивился, что именно дубненцы решили провести такой старт в формате «из точки в точку». Большая часть оргкомитета неоднократно была на Марче и усвоила атмосферу легендарного мероприятия.
Ребята проводят марафон, не используя бюджетные средства, а зарабатывая от участников и спонсоров. Пожелаю им удачи, хорошей погоды без сильных оттепелей и метелей, чтобы трасса устоялась. Трасса — самое главное в любой гонке! Организацией остальные ребята справятся отлично.