Николов Перевоз ВЕЛО1: новая Марчалонга России?

Анонс соревнований


20 января 2024 года лыжный марафон Николов Перевоз ВЕЛО1 состоится во второй раз. Дистанция протяженностью 56 км пролегла вдоль канала им. Москвы по трассе туристического маршрута ВЕЛО1 Москва — Санкт-Петербург от Яхромы до Дубны. Организаторы, имея большой опыт проведения соревнований, в том числе лыжных марафонов, черпают вдохновение на лучших мировых марафонах: Васалоппет, Биркебейнерреннет и Марчалонге.


Кроме основной, протяженностью в 56 километров, участники смогут пробежать дистанции в два и четыре раза короче.
33 и 17 Каждый сможет подобрать для себя подходящую дистанцию, исходя из своих возможностей и уровня тренированности.

Канал им. Москвы Канал Москва-Волга — это священное место для жителей Дубны с его героической историей создания, оригинальностью инженерных решений и впечатляющими сооружениями. В отличие от других крупных гидротехнических строек страны канал был запроектирован и построен силами советских инженеров без участия иностранных специалистов.

Марчалонга Это один из самых красивых лыжных марафонов мира, который первым из заграничных стартов испытали дубненские лыжники в 1991 году. С тех пор это мероприятие подарило дубненцам не только любовь к форматам «из точки А в точку Б», но и мечту о проведении таких соревнований в их регионе.

ВЕЛО1 Новый масштабный веломаршрут протяженностью более 1000 километров соединит Москву и Санкт-Петербург. Маршрут пройдет вдоль канала до Дубны, затем повернет на Тверь и приведет в Питер. Зимой велотрасса станет прекрасным местом для любителей даблполинга.

Russialoppet Организаторы русской серии длительных гонок и дубненских стартав «Николов Перевоз» решились рисковать всем, чтобы осуществить давнюю мечту и провести первый линейный марафон по новому туристическому маршруту вдоль канала имени Москвы.


Первый лыжный марафон «НИКОЛОВ ПЕРЕВОЗ ВЕЛО1» привлек около двухсот самых выносливых спортсменов, желающих испытать новые приключения.
Организаторы выбрали формат пролога по двум причинам: многие любители еще не были готовы к марафонской дистанции в начале сезона, особенно с новым стилем, пока практикуемым только профессионалами.


Кроме того, мероприятие служило испытательным полигоном для организаторов.


Проводили испытания возможности обустройства лыжной трассы от Ударной до Дубны. Этот участок сложнее участка до Яхромы из-за исторически сложившихся переходов для людей и общественного транспорта, что требует эвакуации для снегоуплотнительного оборудования, а также отсутствия культуры и уважения к спортивному сообществу со стороны местных жителей.


Мы сами проводили тестирование сервисов, начиная от трансфера и заканчивая медиа-сопровождением. Больше всего волновались за логистику, особенно за точность графиков доставки личных вещей с места старта до финиша и обеспечение точек питания. Ничего не забыли, и никто не остался без еды. Мы стремились узнать, возможно ли провести такое масштабное мероприятие силами небольшого местного сообщества: волонтеров Дубны, Талдома и Дмитрова. Их мы сразу после новогодних праздников погрузили в работу, и они очень быстро откликнулись, но большинство из них не имело опыта проведения спортивных соревнований.


Несмотря на то, что ошибки в организации, конечно же, имели место, влияние их на общую атмосферу было незначительным, а многими остались незамеченными. Для первого раза удалось отработать формат по максимуму, чтобы гонка в будущем смогла перерасти в большое ежегодное лыжное паломничество.


Благодарим каждого, кто поверил нам и помог воплотить нашу общую мечту!

* * *


О впечатлениях организаторов и участников расскажет далее.

Георгий Кадыков-Орбелиани:


Мои первые три марафона WorldLoppet проходили из точки в точку: MARCIALONGA / MORA-CAVALESE (1991), FINLANDIA-HIIHTO / Hammenlinna-Lahti (1992), BIRKEBEINER-RENNET / RENA-LILLEHAMMER (1992). После этого казалось, что другого формата, кроме из А в Б, просто не бывает. Впечатления были колоссальными. До сих пор не понимаю, как без интернета, онлайн-брифингов, навигаторов и т.д. удалось «не потеряться» среди огромного количества народа в потоках трансферов, временах стартовых волн.


Через тридцать лет после ярчайших впечатлений, которые определили всю мою спортивную жизнь, профессиональную карьеру и судьбу, я стою на финише «Николова Перевоза» в пункте Б и встречаю участников, стартовавших в пункте А.


Шестнадцать пассажирских автобусов, две газели-фургона, одна газель-микроавтобус, четыре личных авто, 72 волонтера и 36 судей с организаторами, три снегохода, один ретрак и один эвакуатор служат для воплощения организаторской «мечты детства».

Впечатления от участника-контролера Кирилла Смирнова Чемпион России по лыжным гонкам.


В первой линии стартуя, сразу вслед за лидерами отправился покорять новую лыжную трассу вдоль канала им. Москвы. Лидеры установили хороший темп, группа растянулась на небольшие подгруппы. Через 500 метров я решил снизить скорость и присоединиться к более медленным группам. На всей трассе было три пункта питания и один участок длиной 50 метров с снятием лыж. Палки проваливались в отдельных местах трассы. Скольжение было затруднено в некоторых участках из-за переметенного снега, поэтому выбор лыж для этой гонки был очень важен.
Для меня гонка стала настоящим марафонским испытанием, хотя цель на старт была проехать в качестве контроллера и следить за участниками своей волны. Сама гонка достаточно уникальна для России, но не для Европы, которая сейчас закрыта для многих. Марафоны без мази, на руках, в России проходят только сильнейшие спортсмены, а здесь благодаря плоской трассе каждый любитель мог испытать себя этим прогрессивным стилем, имеющим свои преимущества, такие как сидеть, не напрягаясь, в паровозике участников, что я и делал на всем протяжении марафона. Почти все участники доехали мини-группами, которые сменяли друг друга, как в велоспорте.


На финише предлагались горячая солянка по-дубненски, чай, изотоник, бутерброды и многое другое. Участники получили свои теплые вещи, которые сдавали на старте, и отправились к автобусам, доставившим их до офиса соревнований.


Этот марафон стал первым за много лет в московском регионе, прошедшим по маршруту из точки в точку. Основа для развития заложена серьёзная. Опыта проведения подобных соревнований мало у кого в России, поэтому для организаторов Russialoppet это было дебютным мероприятием. Следовательно, на следующий год стоит ожидать роста и развития этого события.

Инна Симакова Мастер спорта России по лыжным гонкам, обладатель звания победителя Всероссийских соревнований памяти Раисы Сметаниной.


«Николов Перевоз Вело1» стал моим первым классическим марафоном и первым из точки в точку. Впечатления очень приятные! Организация была продумана до мелочей, несмотря на то что гонка проводилась впервые. Для участников был выложен подробный гид для подготовки к старту, организованы трансферы Москва — Дубна и обратно, а также до места старта и до СК «Радуга». В СК «Радуга», где проходило получение номеров и награждение, можно было переодеться в тепле и даже принять душ. Вы когда-нибудь возвращались с соревнований чистым? На Вело1 была такая возможность.


Гонка достаточно простая, особенно для любителей ДП. Трасса была подготовлена хорошо, местами падали палки, но это меня не беспокоило. Вышла из первой линии, но сразу решила пропускать мужчин вперед, чтобы сесть за кем-нибудь, но в итоге пропустила слишком много участников и потом пришлось почти 7 км догонять группу. Скольжение было хорошее: не лед, но скорость была высокой. Хорошо работать в «паровозике» с другими участниками, а еще лучше в такой группе работать против других групп и участников. Отсутствие рельефа позволяет идти ровно всю дистанцию, не упасть и не словить «стенку» на подъеме, а благодаря классическому стилю отсутствует толкотня и нет проблем с обгоном.


Встречать на финише были готовы теплыми напитками и едой, а участникам сразу предстояло уехать в теплом автобусе до СК «Радуга».


Марафон идеально подходит начинающим, кому до сих пор не хочется рисковать на дистанции в 50 километров с холмистым ландшафтом, и может стать прекрасным стартом марафонского сезона для уже тренированных спортсменов.

Варвара Прохорова Чемпион России по лыжным гонкам, победитель и призёр этапов Кубка мира по лыжероллерным гонкам.


Привет всем! Хочу рассказать о своём участии в марафоне «Николов Перевоз Вело1».


Бег по прямой траектории от начала до конца был интересным. Встречи с кругами или подобными элементами не наблюдались. Две четкие лыжни пролегали на протяжении всего маршрута. Иногда палки проваливались, но предупреждали об этом заранее, и я к этому была готова.


Разделили на группы по пятьдесят человек, потому толпы не возникало, что весьма приятно. Погода оказалась хорошей, единственный нюанс – ожидала ветра от реки, а его не было, тихо стояла погода.


Хорошо, что по трассе пролегает шоссе: группа поддержки может наблюдать за участниками на разных этапах из машины.


Награждение прошло сразу после финиша, через пять минут, так что не пришлось долго ждать. Мне нравится, когда все быстро и четко. Марафон вполне может стать российским аналогом Марчалонги.

Подробности о гонке можно узнать ЗДЕСЬ

Заявиться можно ЗДЕСЬ

Рекомендации организаторов

ТРАССА


Несмотря на то, что профиль трассы достаточно плоский и относительно легкий, гонщикам будут встречать препятствия в ходе соревнований. Это связано с тем, что марафонская трасса проложена по туристическому маршруту вдоль Канала им. Москвы, где исторически предусмотрены переходы для населения и переезды для общественного транспорта.


Самый живописный, но неширокий отрезок дороги пролегает вокруг Шлюза №2 по деревянному мосту протяженностью один километр.


У переправы «Мельдино» на 46-м километре дистанции участники должны снять лыжи и пройти пешком через проезжую часть, как пит-стоп на скиатлоне без замены инвентаря. Опыт прошлого года показал, что этот переход не доставляет дискомфорта опытным участникам, но лучше к нему быть готовым заранее, чтобы в ходе гонки избежать неожиданностей.

Схема маршрута лыжного марафона «Николов Перевоз Вело1».

ЭКИПИРОВКА


В спортивном комплексе «Яхрома» участники состязаний могут воспользоваться теплыми раздевалками.


Рекомендуется взять на старт личные вещи: сухое термобелье, свитер, куртку, обувь и чехол для лыж. Все вещи сложить в промаркированный пакет, завязать плотно. Нельзя класть в пакет или обматывать им большие рюкзаки, спортивные сумки и чемоданы. Сумки больших размеров хранить в МАУ СОК «Яхрома». После финиша переодеться можно на финише в огороженной зоне гардероба или в автобусе. Рекомендуется взять бафф/балаклаву, жилетку и тейпы для лица на случай сильного мороза.


Если время прохождения лыжного марафона превышает три часа тридцать минут, участникам настоятельно рекомендуется иметь при себе налобный фонарик для возможности финишировать в условиях недостатка света.


Лыжня может быть мягче обычного, поэтому палки с большими лапками предпочтительнее. Тренирующимся участникам советуем бежать на коньковых лыжах или классических без мази держания. Лыжные ботинки для конькового хода тоже подойдут. Надевать их лучше перед стартом, а снимать — сразу после финиша, чтобы не повредить карбоновое шасси и не поскользнуться при переходе через Канал им. Москвы.

ПИТАНИЕ


По маршруту установят пункты питания каждые 13-17 километров. Рекомендуется участникам иметь при себе подсумок с горячим напитком и дополнительным спортивным питанием.


На кросс-марathonной трассе протяженностью 56 километров установлено четыре места для подпитки.

11:30 – 13:15 17 км место отдыха «Татищево»
12:00 – 15:15 33 км место отдыха «Гарское»
12:30 – 16:30 46 км Переправа «Мельдино»
13:00 – 17:00 56 км Отдых в «Дубне» с горячим питанием по завершении.

ТРАНСФЕР


Участникам всех дистанций организован трансфер до места старта МАУ СОК «Яхрома» из зоны финиша. Автобусы будут ожидать на правом берегу Канала им. Москвы напротив финишных линий выбранных дистанций. После прохождения дистанции участникам необходимо перейти через Канал по мостам (17, 33 км) или понтонной переправе (56 км). Отправление автобуса состоится только после того, как не менее 45 участников займут в нем места. Трансфер для сопровождающих спортсменов запрещён!

* * *

Немного личного:


Николов Перевоз для меня всегда особенный случай. В 2003 году я бежал этот марафон, когда старт был в Ратмино, а маршрут проходил по реке. Я только начал заниматься лыжами, и слоган «В этот день все лучшие лыжники Москвы и Подмосковья соберутся в Дубне» меня очень заинтересовал. Из этой февральской гонки запомнилось яркое солнце, бесконечная река и почему-то солянка на финише.


С тех пор я бежал «Перевоз» в Веретьево и Пересвете, помню, как его переносили на резервный пятикилометровый круг в Дубне, пытались экспериментировать — и, кстати, довольно удачно — с классическим стилем. Несколько лет назад мы полночи продирались в Дубну через вьюги и метели, приехали за полночь, чтобы утром узнать об отмене или переносе.


Все время существования марафона случались оплошности. Но такие гонки, на которые ты больше никогда не вернешься, — реже. Здесь каждый раз хотелось снова испытать себя и свои возможности, возвращаясь в Дубну. Возможно, всё дело в особой душевному настрою этих стартов и том, что организаторы не боятся искать и воплощать новые идеи.


Идея российской Марчалонги, особенно в условиях санкций, напрашивается сама собой, но я не удивлен, что именно дубненцы решили провести такой старт в формате «из точки в точку». Большая часть оргкомитета неоднократно лично бывала на Марче и впитала в себя атмосферу.
Ребята проводят марафон, не осваивая бюджетные средства, а на то, что заработают сами: от участников и от спонсоров. Пожелаю им удачи, хорошей погоды без сильных оттепелей и злых метелей, чтобы трасса устоялась. Ведь трасса – самое главное в любой гонке! С остальной организацией я уверен, справятся отлично.