Репортаж sportwine.ru
Желание отправиться в северо-восточный регион центральной части страны для катания на лыжах появилось более отчетливо, когда изучил прогноз погоды на предстоящую неделю и глубину снежного покрова. www.meteoinfo.byВпоследствии выяснилось, что на протяжении недели ливни практически полностью разрушили дороги столицы.
Отсутствовал заранее спланированный маршрут поездки – действовать собирался спонтанно. В понедельник, 17 февраля, выехал из Домодедово утром. Задумал обязательно протестировать трассу в Пересвете – туда ещё не бывал. Через пару часов добрался до места и сразу заметил разницу: на юге области в этом году снежный покров куда печальнее. Въехав в город, стало ясно, что Центр спорта и отдыха Пересвет здесь – едва ли не главный объект инфраструктуры. Навигация удобная, везде указатели, как проехать к центру А.Легкова. Машину оставил на бесплатной парковке перед въездом на территорию.
У пункта проката инвентаря рядом с ресепшном отеля необходимо оплатить 300 рублей для выхода на трассу (для постояльцев отеля бесплатно). Выдают номер и разрешают кататься в нём. Также просят залог в 1000 рублей, но можно обойтись без него – я ничего не оставлял. Переодевшись в машине, спешу на трассу. На улице сильнейший ветер с порывами до 20 м/с. Меня это нисколько не смущает, начинаю кататься. На трассе немного народу, большинство катается по ближним петлям; меня же интересует полный 11,5 км круг. Трасса мягкая, некатучая, местами грязная.
Трасса обрамлена бетонным забором и колючей проволокой рядом с медсанчастью. Самой интересной частью является градиент подъема имени Шипулина, после которого трасса напоминает горный серпантин: плавное выполаживание, затем под 180 градусов – крутой тягун в обратную сторону. Второй серьезный подъем – им. Дементьева, и вишенка на торте – предфинишный подъем Легкова. Трасса сложная, но живописная (высокие берега реки Кунья). Есть освещение, она готовится под классику. Перепад высот – 60 метров. Если марафон включат все подъемы, общий набор перевалит за 1000 метров, и гонка станет тяжелейшей в московском регионе.
Восстанавливаться поеду в Ярославль – по дороге бронирую номер в отеле за 2000 рублей с завтраком. В столицу медвежьего края въезжаю после 19 часов. Легкий душ, и бегом набиваю желудок в Базар – это местное кафе типа Муму или Граблей. За 380 рублей получился вполне добротный ужин из трех блюд. Уже вечером перед сном планирую дальнейшие перемещения и останавливаю свой выбор на Нерехте – трассе, где проводят классический марафон с красивым названием Золотые Купола. Ехать недалеко, всего 75 км, но навигатор показывает время под 2 часа. Не придаю этому значения, в Туношне сворачиваю направо и постепенно начинаю понимать, почему так. В России те же проблемы, что и 200 лет назад – дороги, а точнее – их отсутствие. Местами ехать проще по накатанной колее по обочине, но почти везде скорость не превышает 40 км/ч. Местные приноровились и едут куда быстрее. В лесу, в тени, снег лежит сугробами, на полях – почти пусто. Проезжая деревни, постоянно попадаются забытые церкви. Где-то их пытаются восстановить.
Наконец, Нерехта. Дорога в ухабах, но потом асфальт исчезает совсем – еду вдоль железной дороги, маневрируя между ямами. Снова асфальт, в стороне замечаю покрашенный в зеленый цвет деревянный дом – изучая ранее полученную информацию о трассе в Незнаново, узнаю в нем базу местного ДЮСШ. Паркуюсь, захожу внутрь – а там обстановка, пожалуй, как и двадцать лет назад. Одиноко блуждает черная собака местного работника. Спрашиваю у него, работают ли весь день. Отвечает, что с тринадцати до пятнадцати перерыв, и база будет закрыта. Решаю оставить вещи в машине. Выйдя на улицу, примечаю заботливо сделанный навес, под которым стоит ратрак, на стадионе – нарезанную лыжню; беру свои классические лыжи, солнечные очки и вперед.
Дальнейшие события полностью развеяли сомнения и перенесенные «страдания»: идеальная жесткая трасса и солнце, которого очень не хватало в Москве. Первые 2,5 км представляют собой довольно плоскую дорогу среди молодого березняка, а далее начинаются петли и длинные пологие, но при этом довольно крутые, метров по 300-400, подъемы вдоль склона к р.Нерехта. Общая длина круга составила 8,5 км, перепад высот – 38 метров. Солнце на склонах сделало свое дело – местами оголилась земля, тренеры подбрасывали снег прямо на трассу, глянцевая лыжня прямо на глазах увлажнялась, продавливалась и скольжение существенно ухудшалось. Отработав навыки даблполинга почти три часа с подпиткой только бананом, приехал уставшим. Снег у базы уже окончательно разлился в огромную лужу, которую не стал обходить, и, переодевшись, двинулся в сторону Костромы – там решил забронировать Азимут отель на въезде в город (1500 руб с завтраком).
Оставалось решить, куда ехать дальше. В пиццерии Костромы (рекомендую сеть ПиццаФабрика) набрал центр спорта и отдыха «На Комеле» рядом с Вологодской областью. Ни разу там не был, но читал о проведении отличных марафонов в Вологодской области (Vologda Marathon), и покататься по новой трассе было очень интересно. Однако молодой человек на том конце провода обескуражил сообщением о готовности только 2,5 км, а полный круг (12 км) к выходным. Так я не побывал в Вологде.
Третий день, небо затянуто облаками. Решаю отправиться в Демино, осмотреть трассу предстоящего Деминского марафона. Заранее купил кокрок в костромской пекарне. Кокрок – это нечерствеющие хлебцы, которыми питались волжские бурлаки. Сейчас – пирожки из пресного теста с разными начинками. Ел их и в Рыбинске. В Тутаеве заезжаю приобрести что-то в аптеке, спрашиваю у фармацевтов, как они живут, когда единственная связь между двумя частями города – паромная переправа. Сейчас из-за мягкой зимы лед на Волге не встал, а паром не ходит, поэтому ездят через Ярославль – 80 км в одну сторону, полтора часа на автобусе – рассказывает мне фармацевт, которая сегодня приехала с другого берега на работу.
Вход в лыжный центр стоит 50 рублей. Я иду переодеваться внутрь. Машин и людей почти нет. На табло высвечивается температура воздуха +4 градуса и снега +1 градус. Решаю проехать полный 25-километровый круг. Против ожиданий, трасса довольно плотная. Но потом начинаются подтеки, участки с большим количеством хвои – на них лыжи подтупливают. Еду и думаю: ну как же так, такое раскрученное место, гонка большой страны, но пейзажи большую часть – унылые, даже скучные, прогоны плоские, а подъемов на круге недостаточно, чтобы привнести какую-то изюминку. Тоже Габо, их туристический маршрут, вызывает куда больше энтузиазма.
Трасса в плохом состоянии, особенно вдоль Колокши при возвращении к стадиону и подъемах к трем колокшинским холмам. В некоторых местах земля занимает почти всю ширину трассы, так как ее не укатывали, поэтому поверхность мягкая. 19 и 20 февраля проведение марафона свободным стилем невозможно, а классическим — тем более.
При подъеме по дистанции полноценного марафона суммарная разница высоты не выходит за пределы 500 метров, перепад высот составляет всего 52 метра, что делает его доступным и проходимым для большей части не очень подготовленных любителей.
Четвёртый, последний день, ещё раз решил покататься здесь. Прошлую ночь провёл в апартаментах в Рыбинске – 1200 рублей, отели хуже и дороже, чем в Костроме.
Ночью похолодало, скольжение стало быстрее. На трассе появились работники на снегоходах, засыпающие проблемные места снегом. Встретил две такие бригады – значит, марафон состоится (орги уже подтвердили), ведь снега здесь в изобилии! Обратно посетил музей Мологского края (это интересная история и требует отдельного рассказа) и вечером четверга вернулся домой.
Результаты краткой лыжной экспедиции таковы: пройдено в автомобиле немногим более тысячи километров, на лыжах — около тридцати километров. Вполне можно утверждать, что свой Деминский марафон я преодолел.