Этот рассказ выявляет массу сложностей, затрагивающих не только область спорта. Как по нашим традициям — начать возведение чего-то масштабного, а затем, когда уже поздно, впасть в отчаяние: «Ах, надо было поступить иначе. И почему мы сразу не обдумали это?» И снова на те же камни спотыкаемся.
Часто мы больше ценим скорость, чем качество.
Бывает просто нет времени подумать — заказчик подгоняет. В результате вместо комфортного стадиона (дома, манежа, аэропорта) получается проблемный объект, который с первых дней эксплуатации нуждается в ремонте, а то и полном переоборудовании. С этим кто-нибудь не сталкивался?
И вот опять.
В 2019 году приняли решение о строительстве современного лыжно-биатлонного комплекса в поселке Мирный Татарстана. Центр должен был стать мощным стимулом для развития зимних видов спорта в республике и домом для сотен юных спортсменов, стремящихся к спортивным успехам.
Два года пролетели — трасса готова. Стоимость объекта за это время значительно выросла, превысив миллиард рублей. Но проблема не в этом. Покрытие, свежеуложенное, уже непригодно для качественной подготовки. Биатлонисты поднимают тревогу.
Многие обращают внимание на проблему, но высказываться публично боятся. Что если придёт за последствиями? Слово взял тот, кому это прежде всего должно быть небезразлично — президент региональной федерации биатлона Ильдар Нугманов.
Строили-строили и наконец построили
— В чем основная проблема?
Асфальт на роллерной трассе имеет множество дефектов: трещины, выпячивания, неравномерность покрытия. Есть скользкие битумные пятна. В некоторых местах грунт выступает выше асфальта, что при дожде приведет к попаданию воды на покрытие. По краям трассы лежат сломанные и упавшие деревья.
В местах, где должны быть боковые решетки для сбора воды, просто трещины. По замыслу, спортсмены на этих участках не тренируются, но если атлет вылетит с трассы, то точно повредит себе ноги.
— Какие ответы пришли от подрядчика на ваши письма?
— Выявленные дефекты незначительны и едва заметны. Всё находится в пределах допустимого.
— Спортсмены, которые там катаются, не согласны.
Конечно. Это лишь покрытие. В отдельных точках конструкция имеет неровности — кое-где проваливается. При движении спортсмена на высокой скорости это чувствуется. Подобно тому, как самолёт иногда «проваливается» в полёте, там примерно тот же эффект.
Это серьезное нарушение. Для устранения необходимо полностью удалить существующий слой или уложить новый. В настоящее время наблюдается разная продолжительность эксплуатации асфальта: в одних местах он сохраняется год-два, в других требуется немедленная замена.
— При этом объект вот-вот сдадут.
Говорят, что уже сдана работа.
Директор спортшколы утверждает, что не принимал её, но ходят слухи, будто городской спорткомитет принял. Пока официальной информации нет.
На объекте отсутствуют минные установки, недостаточно вакс-кабин, нет тира и спортивного зала, а также других необходимых элементов. Следовательно, объект сдан формально.
— Как можно исправить нарушения?
Было необходимо всё сделать с самого начала правильно. Обращали на это внимание много раз, давали советы. Но подрядчик сначала обещал исправить всё первым слоем асфальта, потом вторым, а в итоге ничего не изменилось…
Если исполнитель допустил недостатки в работе, то обязан устранить их.
— Логично.
Главное инвестиционно-строительное управление выполняет функции госзаказчика, определяет проектировщика, подрядчика и принимает готовую работу. Это создает замкнутый круг ответственности, и переделки будут осуществляться только по указанию руководства высшего уровня.
По документам всё в порядке. Пишут, что лабораторные исследования показали хорошее качество покрытия. Но как проверить эту информацию? Если рассматривать самые качественные участки дороги, то это возможно. Тридцать процентов протяженности трассы вполне приличные.
Объясняли, что трасса очень сложная, а работать приходилось стандартной техникой. Такая идеально положить асфальт не может, она для обычных дорог. Вполне может быть. Но интересно, а деньги выделялись как за работу на стандартном участке или все-таки нет?
Со многим из того, что сказано в их письмах, не соглашусь. «С соблюдением всех технологических процессов»… Впрочем, мы видели, как покрытие укладывали на грязное основание. Еще и под дождем. Есть даже видеозапись.
— Аргумент. Что в ответ?
Говорят, что спешили — с них требовали сдачи.
Дети могут и по обочинам кататься
Как можно объяснить такую высокую цену на объект?
Начальные расчеты были значительно скромнее, но разработчики проекта с легкостью подошли к задаче. Не учли сложности рельефа и необходимость возведения подпорных стен, не продумали систему водоотвода. Кроме того, изначально не изучили стандарты трассы, вследствие чего не предусмотрели оружейную комнату, недостаточно определили ширину и вместо 40 установок заложили всего 30.
Исправления потребовали дополнительных вложений. При этом Казань получила право принять Специальную Олимпиаду, вследствие чего поступили федеральные деньги. В итоге трассу привели к международным нормам: сделали нужный рельеф. С верхним слоем асфальта допущен промах.
Промах в данном случае наказуем куда серьезнее, чем штрафным кругом.
По данным баз в Ижевске и Чайковском, где также имелись трудности с покрытием, единственное решение — нанесение дополнительного слоя.
Опыт готовых трасс передавался. Была полная информация, все рецепты и варианты — ничего не нужно изобретать. Приезжали специалисты и давали исчерпывающие рекомендации. Также у этого ГИСУ был печальный опыт строительства роллерной трассы в городе Заинске. Поэтому логично было бы учесть все. И во многих моментах это сделали. Но где-то всё-таки промахнулись.
— Но почему?
Срок реализации проекта сократили. Первоначально Специальная Олимпиада должна была состояться в 2021 году. Затем ее перенесли на 2022-й. Сейчас отложили на 2023 год. Причин для ускорения не было, но, кажется, дедлайны все же актуальны. Можно было бы возвести первый слой сейчас, а финишный — весной, когда погода установится.
Заместитель председателя спорткомитета Казани обратился к строителям со словами: «Почему вы считаете, что Олимпиада — это наша вина? Она пройдет за неделю. А нам потом придется трудиться на этом объекте годами. Не нужно всё списывать на Олимпиаду. Работайте качественно». Разве он не прав?
— Прав.
— Мы не можем заставить исправить опечатки. Только руководство республики может это сделать.
— А если оно не обратит на это внимания?
Тренировки возможны везде. Люди преодолевают бездорожье из-за отсутствия альтернатив. Но хорошая дорога — это совсем другое. В нашем случае важно определиться с целями: если нет задач сохранения здоровья спортсменов и достижения результатов, то можно тренироваться по обочинам.
Этот спортивный объект с хорошим рельефом, похоже, создавался для чего-то другого.
ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ