Любовь на фоне Олимпийских игр в Сочи.

В руках Greenpeace обнаружилась любопытная, пока односторонняя переписка обычного россиянина с высокопоставленным чиновником. Письменный роман получился внушительным по объему. Но сама тема достойна внимания. Тот, кто прочтет эту увлекательную историю до конца, не пожалеет.
Письмо первое
В пользу возведения четырёх ледовых арен вмещающих тысячи зрителей на территории болота за пределами города.

Семен Юдинцев.

Девятилетний Ванька Жуков взял из шкафа пузырек с чернилами, зазубренную ручку и, распрямив помятый лист бумаги, начал писать.

Многоуважаемый Александр Дмитриевич!

Как почитатель зимних видов спорта и участник Оргкомитета по поддержке выдвижения кандидатуры города Сочи на проведение XXI Зимних Олимпийских игр, ознакомился с Заявочной книгой Сочи-2014 (www.sochi2014.com).

Это мой первый запрос, и хочу поделиться идеей о строительстве четырех хоккейных арен с большим количеством мест для зрителей на болоте, удалённом от города.

С первой же страницы «Заявочной книги» перед читателем предстаёт коллективный портрет ЦК КПСС. Впервые именно
представители этого органа выдвинули идею о проведении Олимпийских игр в городе Сочи.

Необходимо было найти в СССР место, куда можно было пригласить иностранных гостей, разместить их, обеспечить питанием и напоем, а также продемонстрировать «торжество идей коммунизма, преимущества социализма». Некоторым же демонстрация должна была быть более… своеобразной. Выбор остановили на Сочи.

Были времена рабские. Проектировщики – народ дисциплинированный: всё, что прикажешь, то и рисуют. Именно тогда на схемах впервые появилась монорельсовая дорога из Адлера в Красную Поляну, чтобы поразить. На болоте же в Имеретинской низменности появилось скопище ледовых дворцов, чтобы удивить.

Проект получился позорным, хозяйственно бессмысленным и экономически несостоятельным. Стоимость монорельсовой дороги и пассажиропоток после Олимпиады осенью и весной никого не интересовали ни проектировщиков, ни ЦК КПСС. Не представляло для кого-то интереса и назначение ледовых дворцов на болоте вдали от города. Внутри страны тогда не ощущалась ситуация, когда нашу страну выставляют на посмешище. Апогеем «торжества» и «преимуществ» существования под мудрым оком КПСС должна была стать санно-бобслейная трасса, полностью крытая, полностью с искусственным льдом, прямо в Адлере, и с финишем на хоккейном стадионе.

Не сложилось. И, слава богу…

Заявочная книга демонстрирует — вот скопище ледовых дворцов на Имеретинском болоте со времен ЦК КПСС только разрослось. В проекте теперь сразу четыре хоккейных дворца с многотысячными трибунами стоят плечом к плечу. Там далеки от города и его жителей, от туристов, приезжающих летом, от туристов, приехавших зимой.

Действительно, дела коммунистической бюрократии развиваются и процветают. Зачем же показывать всему миру, что в нашей стране всё осталось прежним?

Житель Москвы, интересующийся спортом, знает, что на стадионе Лужники построены разноплановые спортивные объекты для удобства обслуживания одним транспортным узлом. Однотипные сооружения, например хоккейные дворцы, разбросаны по городу более равномерно: в Сокольниках, на Динамо и в Текстильщиках.

В Сочи всё иначе. Места, где есть дороги – железные и шоссейные – однотипные объекты размещены за городом на болоте. Там, где нет дорог, в Красной поляне, разнородные объекты разбросаны так, что добраться до них без новых дорог невозможно, к каждой «спортбазе» требуется отдельная дорога. Удивительно… Тем не менее председатель национального Олимпийского комитета уверенно заявляет: «Даже если не выберут, спортбазы будем строить все равно».

Предположить, что все спортивные арены перенесут за аэропорт Домодедово, равнозначно предложению вывести их на пустую землю. Возможно, раз в год там можно было бы провести хоккейный турнир, организованный газетой, пивным брендом или телеканалом, и смотреть матчи одновременно: первый тайм одного матча, второй – другого, а третий – третьего. Такое решение может быть удобно министру спорта, чтобы он успел пообщаться со всеми главами делегаций. Но зачем жителям города ехать на это поле после турнира?

В истории мировых практик такого собрания льющихся дворцов, как изображено в Заявочной книге, еще не наблюдалось.

Даже в городе Сочи.

Несмотря на то, что вице-премьер, имеющий экономическое образование, явно видит несоразмерность заявленных планов, он всё же уверенно заявляет о реализации проекта. Что его побуждает к таким заверениям?

Зачем создавать много круглогодичных хоккейных дворцов, если чиновники МОК, десятки тысяч зрителей и миллионы телезрителей наблюдали церемонии открытия и закрытия Олимпиады в Альбервиле на временных трибунах вместимостью 35 тысяч человек (в Сочи планируется 31 тысяча)? Хоккей и фигурное катание проходили на временных ледовых площадках для 6 тысяч зрителей. В то же время у нас запроектированы постоянный керлинг-центр на 3 тысячи зрителей и второй хоккейный дворец на 6 тысяч зрителей.

Не исключено, чтобы Правительству России хотя бы раз проявить неполиткорректность. Необходимо временно освободить от обязанностей российских спортивных чиновников в период строительства спортивных объектов в Красной Поляне и нанять французов для проведения Олимпиады. Или же есть опасения, что французы, из-за недостатка понимания особенностей нашей страны, не смогут организовать Олимпийские игры?

Министр экономики, образованный человек, точно рассчитал экономический эффект от постройки таких дворцов в Заявочной книге. Необходимо ещё учесть политический эффект, на примере города Москвы.

До возведения крытого ледового дворца в Москве было полтора стадиона со льдом. После его постройки их осталось столько же. До появления Ледового дворца на Ходынке в Москве функционировало пять хоккейных арен с трибунами на много тысяч зрителей и три открытых катка для катания с теплыми туалетами. С появлением шестого хоккейного дворца количество теплых туалетов на московских катках не увеличилось.

Согласитесь, разве ежедневное, сезонное наблюдение за убогим катком на улице может вызвать подъем верноподданнических чувств? Никак нет. Зато завоеванная олимпийская медаль или выигранный хоккейный турнир повышают верноподданнические настроения! Нужно проводить Олимпийские игры чаще…

Остаюсь всецело Ваш,

Ванька Жуков.

Письмо второе
Путешествие на метро на расстояние более сорока километров через густой лес между двумя деревнями.

Заявочная книга побуждает читателя то смеяться, то плакать. Например, в узкой горной долине, ведущей в деревню с населением 6 тысяч жителей, нарисованы одновременно местная двухполосная дорога, четырехполосная автомагистраль и двухпутная железная дорога со стандартной колеей и нижним токоприемником, названная легким метро.

Какое назначение этих дорог через месяц после завершения Олимпиады? Не только члены МОК, но и любопытные туристы, побывавшие хоть раз в Альпах, замечают, что транспортные коридоры появляются только тогда, когда соединяют крупные экономики Европы, например Германию и Италию, или Францию и Италию. И пробиваются они десятилетиями. И расширяются тоже десятилетиями. А тут такой коридор ведет в тупик.

Никогда, нигде на Земле такого финансового безумия не встречалось, не наблюдается и не предвидится.

Наш министр экономики, образованный человек, без сомнения, постигает абсурдность сложившейся ситуации, однако с энтузиазмом докладывает: готовы к постройке. Какую цель преследует при этом его сообщение?

Чиновники министерства транспорта Норвегии провели Олимпиаду в Лиллехамере на однопутной железной дороге. Это видели члены МОК и десятки тысяч зрителей. В 180 километрах от Осло не только вся снежная, но и вся ледовая программа была. На лыжных трассах никто на безлюдье зрителей не жаловался.

Многоуважаемый Александр Дмитриевич!

Если бы архитектор создал проект, одновременно практичный и экономически выгодный, это бы не отвлекло Вас от государственных дел и не привело к лишним расходам из бюджета. Право проведения Олимпиады все равно бы не выиграли. Даже красивого проекта недостаточно. Любой любитель зимних видов спорта, побывавший в Красной Поляне или окрестностях Зальцбурга, может с уверенностью сказать, что Сочи шансов на проведение зимней олимпиады не имеет.

Никогда.

Письмо третье
О непригодности участия поселка Таежного в Олимпиаде.

Многоуважаемый Александр Дмитриевич!

Есть опасения, что к 2022 году руководители государства могут быть из другого возрастного поколения. Без сомнений, эти новые руководители тоже захотят построить дачи. Приедут в Красную Поляну и увидят, что всё уже занято.
Почему бы не предположить, что выберут для строительства глухой поселок где-нибудь в Саянах под названием Таежный. И сядут думать, да рядить, как обустроить и превратить его в новомодный курорт.

Потребуется отремонтировать аэродром, чтобы во время визита иностранной правительственной делегации не допустить авиакатастрофу. Аэровокзал нуждается в покраске, так как десятилетиями остается недостроенным и неприглядным.
Нужно проложить отдельную дорогу от аэродрома до Таежного для беспрепятственного передвижения кортежа к резиденции. Резиденция должна быть построена в тихом месте, недоступном для обзора и стрельбы, например, в тени Яблоневого хребта на живописной Яблоневой поляне.
Также стоит построить дачи вокруг резиденции на просторных участках. Необходимо подвести дороги к дачам от Таежного до всех окрестных холмов и гор, так как сейчас наверняка их в округе нет.

Из-за всех этих стремлений может случиться так, что новые власти предложат провести зимние Олимпийские игры 2022 года в поселке Таежном.

Это было бы совершенно нецелесообразно, поскольку проект архитекторам можно поручить нарисовать весьма необычным. Чтобы трибуны для зрителей были предназначены не только для каждого вида спорта, но и для каждого дня соревнований в отдельности. И трибуны большие, а автостоянки возле них просторные. Потому что если трибуны заложить в смету, а олимпиаду не проводить, то и на дачку останется…, а землю из-под автостоянок всегда можно продать или сдать в аренду под дачи. Все к пенсии прибыток. А чтобы от государственных дел и дачного строительства не отвлекаться на организацию спортивных состязаний и не производить ненужных трат из государственного бюджета, вторую часть проекта попросят архитекторов нарисовать совсем дурацкую.

Проектировщики дисциплинированные — платят за то, что рисуют. Например, могут нарисовать шесть крытых дворцов для русского хоккея с мячом рядом друг с другом где-нибудь на болоте возле Тюмени, и показать, как три параллельные монорельсовые дороги высокой скоростью доставляют зрителей оттуда на горнолыжные склоны в Таежном. Красиво и неправдоподобно.

Международные спортивные чиновники снова будут тайно ругаться, что новые российские государственные деятели строят дачи в Таежном, а проекты Олимпиад разрабатывают странные, лишь бы соревнований не проводить. Население нашей страны опять проигнорирует олимпийские игры, только город Зальцбург уже не будет виноват.

Чтобы подстраховаться на случай проигрыша соискания олимпийского города, возможно, назовут свои дачи «спортбазами». И что еще хуже, в качестве «объектов прикрытия» начнут строить базы для сборных команд совсем не там. Там, где только охотничьему домику председателя спортивной федерации стоять хорошо. Для приездов на недельку, раза два в году.

Лыжников-гонщиков и биатлонистов привезут из Москвы и Санкт-Петербурга, а спортсменов по фристайлу — из окрестностей Самары и Нижнего Новгорода. Сноубордистов — из Красноярска и Иркутска. Всех «засунут» в эту глухомань на круглый год. Там нет работы для членов семей спортсменов и тренеров, школ для детей, университетов для учёбы и приобретения профессии. Культурный досуг тоже ограничен. Всё это будет называться «заботой о развитии спорта».

Александр Дмитриевич!

Я, как гражданин этой страны, не против строительства правительственных резиденций в труднодоступных местах, чтобы Президент был в безопасности. Также не возражаю против возведения дач государственных чиновников за счет бюджета. Желательно, чтобы все это строилось компактно, чтобы не создавать лишних дорог и беречь бюджет. Гостиничные комплексы спонсоров спортивных федераций тоже лучше строить компактно – ради сохранения природы.

Важно научиться отличать олимпийские объекты от личных дач. Мне, как поклоннику зимних видов спорта, хотелось бы, чтобы Олимпийские игры и другие торжества случались на нашей Родине.

Мне думается, что необходимо начинать подготовку к Олимпиаде 2022 года прямо сейчас, учитывая положительные результаты работы по заявке Сочи-2014.

Письмо четвертое
О чудесах, поведанных в Заявочной книге.

Транспортная схема Красной Поляны (тема 8.3, страница 6, план В2) радует глаз читающего. На ней изображено множество автомобильных дорог к большому количеству арен. Дороги проложены по всем окрестным холмам и горам. Иногда на один холм ведут даже две дороги. Если все эти дороги соединить в одну линию, то можно из Красной Поляны добраться до асфальтовой дороги Северного Кавказа, а дальше – куда глаза глядят.
Хорошо, поскольку вблизи Сочи, особенно в Красной Поляне, сейчас отсутствует асфальтированная дорога до высоты, где зимой постоянно сохраняется снежный покров.

Приятно, что глава государства планирует посещать некоторые спортивные базы. На схеме движения заметно, куда он направляется, а куда нет. Для передвижения охраняемого лица лучше иметь два альтернативных пути подъезда, чтобы полностью перекрыть одну дорогу для посторонних. К примеру, к горнолыжным зонам на хребте Псехако и на плато Роза хутор Президент собирается ездить – туда ведут две дороги каждая. На объект, названный «санно-бобслейной трассой» на Грушевой поляне тоже планирует посетить – там также нарисованы две дороги, хотя ранее во время катания на санках глава государства вроде бы не замечен был.

В Заявочной книге указано, что наличие двух дорог на спортивную арену — требование МОК. Однако на олимпийские арены по фристайлу или сноуборду наш Президент не собирается ездить. Там нарисована одна дорога. Несмотря на это, трибуны там изображены на такое же количество зрителей. Видимо у МОК к аренам по этим видам спорта совсем другие требования.

Хочу подчеркнуть, что участки земли для олимпийских сооружений велики и просторны – зачем тесниться? Возьмите, к примеру, биатлонный комплекс.

Для того чтобы спортсмен обошёл площадку, нужно протянуть стандартную биатлонную петлю вдоль периметра земельного участка примерно десять раз. Это отлично! Спортсменам будет где тренироваться.

Председатель федерации биатлона заявил о строительстве гостиницы на 800 мест на хребте Псехако. Однако нужно проявлять осторожность, чтобы «гостиничные бизнесы» спонсоров спортивных федераций в Красной Поляне не потерпели неудачу и затем не запросили дотации из бюджета.

Снег в долине реки Мзымта — приморский, влажный, густой. Зимой частые дожди, оттепели, высоты небольшие, сезон короткий. Кому нужна эта гостиница на 800 мест, – на хребте высотой в 1450 метров над уровнем моря?

Перепад высоты по снегу минимальный, трасса – небольшая и уютная, для спокойного времяпрепровождения на лыжах.

В одиночестве.

Одному человеку.

Зона обладает одним достоинством – расположением на хребте Аибга, откуда рукой подать до Грузии (4 часа пешком). Отсюда ее невозможно просмотреть и обстрелять! Министру экономики следовало бы внимательнее изучить бизнес-план этой гостиницы.
Лучше было бы построить здесь госдачу. Для этого из госбюджета потребуется меньше денег, чем на гостиницу на 800 мест. Экономия будет существенной.

Транспортный коридор из Адлера до Красной Поляны за два часа может перевезти более 120 тысяч зрителей на утренние сессии в 10:00 и 11:00. После завершения соревнований все могут быть доставлены в Адлер на обед. Вечером снова потребуется перевести 120 тысяч человек на две вечерние сессии (в течение 15 дней соревнований проводится 58 зрительских сессий, по две утренних и две вечерних).

Представьте: сто двадцать тысяч зрителей удивленно стоят в Красной Поляне и озираются. Не понимают, как добраться до спортивных арен, расположенных высоко на разных склонах гор? И вообще — как всем поместиться на трибунах рассчитанных на пять тысяч сидячих и десять тысяч стоячих мест на каждой из арен (в среднем, разброс сидячих от одного до восьми тысяч, стоячих мест всюду по десять тысяч).

Запыхтели автобусы со зрителями на левый борт долины. Нужно преодолеть перепад высот в 700 метров, чтобы доставить людей на крошечную снежную арену по фристайлу. Удивятся чиновники из министерства спорта Германии, которые на привозном снеге уже не одно международное соревнование в бесснежных городах провели. Подумают, небось, недотепы, что строительство такой автодороги – есть казнокрадство чистейшей воды. А вовсе нет. Это дорога на олимпийскую арену, там соревнования будут проводиться.

Для проведения фристайла перед 14 тысячами зрителей потребуется не менее 300 автобусов, однако автостоянок таких размеров там нет. Поэтому пустые автобусы спускаться будут по встречной полосе, а подъем – по одной полосе узкого горного серпантина. В пути такой проезд займет не менее 35 минут, и последний зритель достигнет трибун не ранее, чем через полтора часа после первого. Соревнования продлятся час. После чего весь этот транспортный хаос повторится в обратном направлении. И так шесть вечеров подряд.

Автобусы заработали, направляясь на правый склон долины. Им предстоит преодолеть перепад высот в 900 метров, чтобы по серпантину добраться до стадиона беговых лыж. Ниже по склону лыжникам, вероятно, бегать не получится. Для арены «первого снега» или высокогорной тренировочной базы место слишком низкое. А для олимпийского стадиона – слишком высокое. Ни то, ни се.

Дорога необычная — ведет на санно-бобслейную трассу. Чтобы обойти Объект на Грушевой поляне (OV – возможно, VIP-объект), дорога с высоты 560 метров (Эсто-садок) поднимается до двух тысяч девятнадцати метров на вершину Грушевого хребта и затем опускается до 1360 метров в долину ручья Пслушенок.

Трудно рассчитать продолжительность такого путешествия. Ещё сложнее представить, что кто-нибудь из зрителей пожелает повторить его на следующий день состязаний.

По разнице высоты эта дорога полностью повторяет прохождение через Главный Кавказский хребет.
Красная Поляна – перевал Псеашха (2014 метров) – поселок Псебай на Северном Кавказе.

На двух одновременно работающих аренах смогут разместиться десять тысяч сидящих и двадцать тысяч стоячих зрителей. Что же будет с оставшимися девяносто тысячами зрителей, прибывших в Красную Поляну на посещение?

Наверняка беспокоятся лишь наивные люди, которые полагают, что в Сочи все-таки состоится Олимпиада.

Письмо пятое
Необходимость возведения спортивных объектов на тренировочных площадках под сомнением.

Многоуважаемый Александр Дмитриевич!

У любителей зимних видов спорта возникают сомнения, нужно ли строить спортивные объекты на спортивных базах, как предлагает председатель национального Олимпийского комитета. Вероятно, лучше возвести сами «спортбазы», а спортивные сооружения на них нежелательны.
Так для самих же спортсменов лучше будет.

В разделе 8.6.1 Заявочной книги (страница 39) показана схема стадиона для лыжников-гонщиков на хребте Псехако. Два подъемника везут сноубордистов и горнолыжников на вершину холма, вокруг которого бегают тренирующиеся биатлонисты и лыжники-гонщики, затем они спускаются по трассам.

Затруднительно предсказать время существования лыжни для классического хода в таких условиях.
Больше проблем вызывает расчет количества лыжников-гонщиков, которых ежедневно могут травмировать сноубордисты.

Биатлонистам сложнее бежать с весом, но легче пересекать горнолыжную трассу с оружием. Зачем зрителей возят на высоту в 900 метров выше Красной Поляны, чтобы наблюдать за этим столкновением? Нельзя ли устроить такое соревнование пониже?

В разделе Заявочной книги (страница 32) представлен еще один стадион-инвалид, предназначенный для сноуборда. Хаф-пайп изображен на склоне с пятью или шестью горизонталями, что соответствует перепаду высот в 50-60 метров. Трасса для параллельного гигантского слалома и сноубордкросса (одна и та же) расположена на том же склоне, обозначенном десятью или одиннадцатью горизонталями, что означает перепад высот в 100–110 метров. Однако для соревнований требуется перепад в 200 и 240 метров (http://www.Olympic.org). Как проводятся соревнования на таком «олимпийском» стадионе?

В Зальцбурге и Пхеньчхане спортсмены делят стадионы и дороги, но трассы разные: для слалома по сноуборду – горнолыжных трасс. В Сочи наоборот. Австрийцы и корейцы планируют проводить слалом по сноуборду на трассах горнолыжного слалома. Трасса для слалома в Зальцбурге прямая, а трассы по сноубордкроссу – извилистые. Стадион для сноуборда в Пхеньчхане объединен со стадионом по фристайлу, а в Зальцбурге пристроен к финишному створу трассы скоростного спуска.

В Красной Поляне все раздельное: отдельная автомобильная дорога к участку и большой участок с комплексом стадиона и трибун. Только одна спортивная трасса, предназначенная как для кросса, так и для слалома. Она не подходит ни для одного соревнования.

Когда профессиональные спортсмены вроде бы ничем не вреди, страдают любители. Кому же понадобилось построить крошечную арену для фристайла прямо поперек единственной горнолыжной трассы вдоль единственной до недавнего времени канатной дороги «Альпика-сервис»?

Австрийцы для олимпиады в Зальцбурге используют фристайл-стадион, пристроенный к финишному створу трассы скоростного спуска. В Красной Поляне построили дорогу серпантином со стоимостью 22 миллиона долларов, чтобы перерубить самую «катальную» третью очередь маленькой канатной дороги и изобразить на этом месте «олимпийскую» арену.

Рассмотрим, к примеру, трамплин. Раньше его рисовали на Грушевой поляне. Согласно климатической таблице (тема 5.11) и условиям рельефа это морозная котловина, в которую с окрестных гор стекается воздух, а зимой там застаивается мороз. Но понадобилось это место в тени Грушевого хребта, которое «не просматривается и не простреливается» со стороны хребта Аибга, и от которого рукой подать до Грузии, видимо, для других целей. И начали Грушевую поляну «расселять», как коммунальную квартиру под натиском нового русского.

Трамплин переместили в поселок Эсто-садок, где зимой преобладают плюсовые температуры по климатическим таблицам. Снег на высоте 650 метров над уровнем моря превращается в дождь, смывая выпавший раньше снег. В стране нет трамплина современного профиля для тренировок спортсменов, поэтому придется тренироваться в оттепель и дождь. Чтобы чиновники из МОК не задавали вопросов о переносе трамплина с места без ветра на место без снега, таблицу скоростей ветра по Грушевой поляне изъяли.

Строительство такого спортивного объекта здесь нецелесообразно, учитывая стоимость более тридцати миллионов долларов.

Трамплин на Грушевой поляне временно занимают в Олимпийской деревне до 4 июля. После объявления победы Зальцбурга гостиницу для спортсменов переведут с Грушевой поляны, вслед за трамплином. На Грушевой поляне останется один объект — «санно-бобслейная трасса», скрывающийся как разведчик «под прикрытием» из того же ведомства, где много лет служил наш Президент.

Строительство санно-бобслейной трассы здесь небезопасно. Долина реки Мзымты в 70 километрах отсюда открывается к теплому морю, откуда зимой часто поступают теплые и влажные воздушные массы. Дожди лить могут постоянно (по количеству осадков выпадающих за год – около 1800 мм – Красная Поляна занимает первое место во всей огромной России). Хорошо ли это для ледового желоба? А еще бывают обильные снегопады — за зиму может накапливаться, говорят, снежная толща в 5-6 метров. Каково выкапывать желоб из-под такой толщины?

Современная санно-бобслейная трасса для успешного тренирования спортсменов нужна в стране. Выбор МОК пал на Сочи, поэтому пришлось бы построить ее и там, в неудобном месте. Но зачем строить первую трассу за 130 миллионов долларов в долине Мзымты? Еще 120 миллионов долларов стоит дорога до нее через Грушевую поляну.

Это уникальная санно-бобслейная трасса, единственная в мире, имеющая персональную автомобильную дорогу, параллельную существующей. Автомобиль можно использовать для прямого передвижения из аэропорта на трассу, минуя все города и села. В Федеральной Целевой Программе Сочи-2014 нет ссылок на эту дорогу. Но в Заявочной книге она изображена как запланированная и не отменяемая (схема 14.4). Правда, только до Красной Поляны. Дальше протрассирована как легкое метро до Грушевой поляны до гостиницы на две тысячи мест. Даже цена этой дороги указана – один миллиард 521 миллион долларов (таблица 14.3.3), но на французском и английском языках.

По одной стороне долины дорога ведет в Красную Поляну, а по другой — в Грушевую. В чем же удивление? Поляны ведь разные, и дороги соответственно тоже.

Возникает вопрос: почему удивлять мир расположением «олимпийской деревни». В Зальцбурге и Пхеньчхане деревня находится рядом со стадионами для беговых лыж и биатлона, поскольку спортсменам нужны раздевалки и душевые в большом количестве. А в Красной Поляне – впервые в истории зимних олимпиад – деревня предлагается за пределами ближайшего населенного пункта (8 километров вверх по ущелью) и вдали от всех запроектированных горнолыжных подъемников и гостиниц, расположенных ниже по долине в 8–12 километрах.

На схеме обозначены подъемники, но склоны очень крутые, поэтому их строительство маловероятно. разве что бугелек внутри территории – для внуков. Что это место «не просматривается и не простреливается» для горнолыжной гостиницы (а олимпийские деревни после Игр работают именно в этом качестве) – не самое важное достоинство.

Деревня будет построена независимо от проведения олимпийских игр (ПП №357 от 08.06.07). Санно-бобслейную трассу возведут в верхней части ручья Пслушенок, чтобы обеспечить «объект прикрытия», и она останется на Грушевой поляне. «Спортбаза» под названием Олимпийская деревня станет конечной станцией скоростной двухпутной железной дороги Адлер – Грушевая Поляна.

Прежде чем подписывать закон, стоит взглянуть на проект, что нарисовано на Грушевой поляне. Там гостиница на две тысячи мест и санно-бобслейная трасса с трибунами на тысячу зрительских мест. Было бы неплохо вспомнить, встречались ли в мире гостиницы такого масштаба, для которых строилась специально двухпутная железная дорога?

Теперь это не просто Заявочная книга, а правительственное постановление №357 от 8 июня 2007 года. Оно имеет статус федеральной целевой программы.

Планировщики эту дорогу на схемах изображать стесняются – лучше раньше закончить – уж больно позорно рисовать железную дорогу до гостиницы. А вдруг Сочи выиграют, и придется действительно протянуть эту дорогу? Шумно, наверное, будет тем, кто там жить собирается. Лучше уж на Грушевой Поляне хоровод водить. В пять колец. И песни петь про главного горнолыжника.

Письмо шестое
О необходимых приготовлениях к 2022 году

Многоуважаемый Александр Дмитриевич!

Как я уже писал Вам, поручение архитекторам составить практичный и экономически обоснованный проект не отвлекло бы Вас от государственных дел и не потянуло за собой лишних расходов из госбюджета. Но в первую очередь, наша Родина была бы меньше унижена. Во-вторых, появилась бы надежда, что при небольшой федеральной помощи все необходимые объекты могут быть построены и принесут пользу курортному хозяйству города Сочи без всяких Олимпийских игр.
Отсутствие мощных соперничающих городов давало возможность провести Игры.

Рассматривается возможность перенести хоккейные дворцы из Имеретинского болота по территории города вдоль транспортных магистралей для хозяйственных нужд. Например, можно соорудить в центре Сочи огромный концертный зал – Дворец фестивалей на месте обветшавшего санатория или гостиницы. В нем каждое лето и каждый вечер проходили бы эстрадные концерты с песнями про любовь. Для этого достаточно запросить справку в дирекции московского СПОРТкомплекса «Олимпийский» о соотношении доходов от продажи билетов на эстрадные концерты и спортивные соревнования, чтобы понять, что туристы, приехавшие на море летом, предпочитают слушать песни, а не смотреть матчи по хоккею.

Архитекторам предложить нарисовать сцену такого размера, чтобы вмещались кубанский казачий хор, ансамбль песни и пляски Российской армии, хоккейные команды ЦСКА и Динамо, а также ледовая арена.
Пусть изображены временные трибуны с крышей на стоянке позади сцены в случае проведения Олимпиады, а стены разобраны для хоккейных матчей. Затем все вернутся в исходное состояние. Архитекторы творческие люди и могут выполнить такие проекты сколько угодно.

В теннисном дворце возможно организовать игры по керлингу. Достаточно соорудить его на пять метров длиннее и расположить, например, в Мацесте. Также потребуется арендовать холодильное оборудование на сезон зимнего периода.

Для церемоний открытия и закрытия лучше использовать стадион в виде ипподрома в Имеретинке. Конные прогулки отдыхающих по горам вдоль моря осенью и весной полезны для сочинских отелей и санаториев, которые пустуют в этот период.

Рекомендуется возвести павильон для проведения осенних и весенних ярмарок, с площадкой размером для конькобежного катка, в Имеретинке. Такое сооружение будет способствовать загрузке пустующих отелей и санаториев выставочно-ярмарочным туризмом.

Хоккейный дворец №2 можно соорудить временно, в стиле французской архитектуры, неподалёку от мест проживания туристов, например, в Дагомысе. Два автобуса со спортсменами проще доставить, чем двести автобусов с болельщиками. Дворец для фигурного катания также можно построить временно и разместить рядом с местами отдыха гостей, например, в Хосте.

В Красной Поляне функционально разнотипные снежные арены следует объединить в одном месте для удобства обслуживания транспортным узлом. Вокруг самого «немобильного» из них – стадиона скоростного спуска на плато Роза Хутор. Четыре снежных стадиона занимают четыре разных элемента рельефа, прекрасно соседствуют и не мешают друг другу.

Многоуважаемый Александр Дмитриевич!

Хорошо бы поручить проектировщикам нарисовать на горнолыжном курорте Роза Хутор три кресельных подъемника. Современный кресельный подъемник способен не только оборачивать подвижной состав на промежуточных станциях пересадки и маневрировать количеством подвижного состава между этими станциями, но и перевозить свыше пяти тысяч человек в час в каждом направлении. Три таких кресельных подъемника не только всех зрителей из долины на все трибуны привезут-увезут, но и в тот же день еще уедут наверх горнолыжников обслуживать. Для проезда лимузинов из аэропорта на разные дачи в разные концы много дорог вовсе нет необходимости. А для проведения Олимпиады — совсем нет!

Рекомендуется разместить стадионы для сноуборда и фристайла на одном склоне, аналогично реализации в Пхеньчхане, а также расположить их сбоку от стадиона скоростного спуска. Такие сноубордпарки сейчас строят на всех горнолыжных курортах Европы.

Трассы для беговых лыж и биатлона лучше разместить на склоне пониже двух стадионов. Двум видам спорта достаточно перепада высот в 50-70 метров для обустройства своих трасс (опыта у них хватает). Горнолыжникам и сноубордистам такой перепад высот не нужен, а ниже снег заканчивается. Правда, им нужно два гектара плоского места для старта, которое там есть. Но его желательно зарезервировать, пока его дачами не застроили, как подмосковную лыжную трассу в Подрезково.

Хорошо бы найти поблизости подходящее ущелье для трамплина на случай внезапного проведения Олимпиады. Современное оборудование способно углубить любое ущелье до состояния без ветра. Но помимо этого, нужен участок для выката и места для трибун. Боюсь, их опять застроят дачами.

Чтобы возить горнолыжников из пустующих зимой отелей Адлера, кроме существующей двухполосной дороги, можно построить однопутную железную дорогу, как в Лиллехамере. Она будет работать в обоих направлениях – утром на гору, вечером с горы. В таком режиме она может перевозить до 15 тысяч туристов за час. Для работы на Олимпиаде ей нужно семь километров второго пути для отстоя поездов. В тактовом режиме она способна проехать 50 километров каждые 40 минут.