Новость партнера сайта
— Сергей Владимирович, ваш рассказ о подготовке лыжных трасс в различные времена года был весьма увлекательным. Но как понять, насколько качественно подготовлена трасса? Существуют ли какие-либо параметры для оценки готовности лыжной трассы?
— Вы поставили перед нами сложный вопрос. В настоящее время наша команда занимается разработкой критериев подготовки поверхности лыжной трассы. Важно не путать это с инфраструктурой лыжного комплекса. Мы говорим конкретно о поверхности лыжной трассы, поскольку на данный момент она оценивается по субъективному принципу «нравится — не нравится». Трасса может выглядеть хорошо – с ровным контуром лыжни и отсутствием бугров, однако лыжная палка проваливается, а лыжи вязнут в снегу, что указывает на низкую плотность поверхности. Или, например, трасса может быть ровной, но обледенелой, что представляет серьезную опасность на поворотах после скоростных спусков, не говоря уже о снижении эффективности отталкивания при свободном стиле.
Многочисленные беседы с тренерами выявили единую точку зрения относительно критериев оценки: лыжник должен демонстрировать уверенность в любых погодных условиях. Хотя согласиться с этим и успокоиться было бы логично, необходимо учитывать реальность. Условия проведения соревнований претерпели изменения: трансформировалась техника бега, обновился инвентарь (лыжи, палки). Тренировочный процесс существенно изменился, что привело к значительному повышению результатов. Подготовленная с высоким качеством трасса – это новые достижения, безопасность для спортсменов и удовольствие от катания. И мы считаем, что сотрудники лыжных комплексов должны нацеливаться на создание трасс, максимально приближенных к идеальным.
— И что же вы называете идеальной трассой?
(улыбается) Ответить на этот вопрос в двух словах невозможно.
— И всё же. Есть какие-то параметры?
В первую очередь, важна толщина снежного покрова, которая должна составлять не менее 50 мм. Для определения толщины снега выкапывается контрольная яма, после чего производится измерение с помощью линейки. Эта процедура, конечно, выполняется не в одной точке, а на различных участках трассы. Это связано с тем, что профиль трассы может иметь значительные перепады высот. В результате, на возвышенностях снега может быть меньше, чем в низинах, поскольку его сдувает ветром. В условиях оттепели снег подтаивает быстрее на освещенной стороне. И задача операторов заключается в том, чтобы увеличить толщину подложки по всей трассе, чтобы состояние зависело меньше от этих факторов.
Для обеспечения качественного катания необходимо, чтобы трасса имела однородную плотность на протяжении всей своей длины и ширины. Также важно, чтобы снежный покров был равномерно уплотнен и по толщине, исключая провалы и пустоты. Достичь этого возможно только благодаря систематической и качественной обработке трассы в течение всего периода эксплуатации.
Не менее важным фактором является однородность покрытия дорожного полотна как по длине, так и по ширине.
Этот параметр оказывает влияние не только на скорость спортсмена, но и на его безопасность. Лыжник на спусках способен развивать значительную скорость, поэтому неровности на трассе, такие как бугры и ямы, недопустимы. Также недопустимо наличие посторонних предметов – веток, мусора и тому подобного. Организаторы и операторы, ответственные за подготовку трассы, должны внимательно следить за ее состоянием. Поэтому, ровность и чистота трассы.
Вопрос о ровности трассы? Что, если на трассе есть холмы? Мы не в состоянии их убрать.
Рельеф включает в себя холмы. В данном случае речь идет о буграх и впадинах, которые могут привести к поломке лыж и палок, а также к травмам спортсмена.
При обсуждении параметров трассы для свободного стиля (конькового хода) необходимо учитывать визуальную определяемость её границ. Это важно для спортсмена, поскольку позволяет ему оценивать возможности для обгона. Сход с трассы может привести к травмам.
Поверхность лыжной трассы на подъёмах нуждается в особом контроле. Именно на этих участках лыжник задействует максимум своих физических возможностей, и это наиболее энергозатратный этап. Соответственно, воздействие на поверхность трассы наиболее интенсивно проявляется именно на подъёмах. Поэтому здесь необходимо обеспечить ровную и плотную поверхность. Оператор обязан следить за отсутствием бугров, которые формируются в центре трассы при использовании свободного стиля.
— Эти же критерии касаются и классической лыжни?
Классический стиль катания имеет свои нюансы. В данном случае ключевыми являются геометрические характеристики: размеры профиля, его глубина и расстояние между профилями. Данные параметры регламентируются стандартами, и их необходимо строго соблюдать. Следует подчеркнуть, что правильно подготовленная классическая лыжня позволяет спортсмену максимально эффективно совершенствовать технику, что существенно влияет на достижение высоких спортивных результатов. Также недопустимо уплотнять непосредственно трассу и игнорировать прилегающие участки, в которые лыжник ставит палки.
Следующим важным параметром является радиус поворота. Он не должен быть слишком малым, чтобы лыжа свободно проходила в лыжне. Неподходящий радиус может негативно сказаться на скорости, и спортсмену потребуется изменять технику выполнения поворота.
— Какие именно параметры оценки трассы вы имеете в виду, и существуют ли способы их измерения?
— Наша компания разрабатывает методику оценки трасс. Для проведения оценки мы используем следующие инструменты: лопату, линейку, рулетку, лыжную палку и двухметровый прямой шаблон, который имитирует лыжный прокат.
Важно отметить, что на результативность спортсмена влияет множество факторов, и одним из ключевых является состояние трассы. Качество состояния трассы, в свою очередь, определяется работой сотрудников комплекса. Было бы желательно, чтобы эти сотрудники были заинтересованы в обеспечении высокого уровня подготовки трасс, благодаря чему спортсмены смогут демонстрировать значительные улучшения в процессе тренировок и устанавливать новые достижения на соревнованиях.