05.02.2025

Команда Вitargo на Марчалонге

На втором по престижности мировом марафоне, итальянской Марчалонге, завершившемся 26 января, самым быстрым из российских мужчин стал Алексей Двоскин из команды Vitargo. Предлагаем вашему вниманию интервью с Алексеем Двоскиным, а также отчет команды Vitargo о марафоне с интервью спортивного директора Петра Кузнецова, второго среди россиян Николая Болотова и дебютанта международных марафонов Ивана Павлова.
Петр Кузнецов, спортивный директор:

Мы считаем гонку удачной, ведь почти до конца пять наших спортсменов держались в лидирующей группе. Это большой успех. Считаем, что спортсмены готовы скоро соревноваться с норвежцами на равных. Понимаем, что для побед над лидерами на финише нужно пройти долгий путь, но ребята уже показывают свою силу. Например, Коля Болотов, даже не в лучшем состоянии, выиграл и боролся на равных на промежуточных финишах. Ваня Павлов, дебютант нашей команды, совершил впечатляющий рывок. Стартовав из второго кармана, он фактически сразу догнал лидирующую группу и ехал в голове вместе со всеми. Участие Жени Дементьева в гонке добавляет уверенности всей команде. Ребята бегут и думают как команда, ощущают себя командой. Мы не можем влиять на их подготовку, у каждого спортсмена свои программы, но стараемся привить им психологию победителей. Говорим, что нужно думать о задачах команды, а не о конкурентах, о своих личных целях. Эта психологическая работа уже приносит плоды. Возможно, она дает больше, чем интервальные тренировки. Это то, чем ребята типа Окландов выигрывают марафоны. Они продумывают каждый шаг дистанции и знают, что делать в любой момент. В целом, ребята показали себя с сильной стороны, и мы ими очень довольны.

Марчалонги пролегает прямо по улицам, где болельщики размещаются густо.

В женском зачете есть небольшие недоработки, но Таня Ямбаева вошла в десятку сильнейших и принесла очки – хороший результат для команды. Не все сложилось, ведь это первая длинная дистанция на лыжах без мази для нее. Психологически непросто, но она справилась. Наташа Зернова соревновалась после недели стартов и утомительного перелета, но молодец хотя бы за то, что приехала и поддержала команду. Ее тоже будем всячески поддерживать. Главное – команда думает о общем результате, именно это делает команду командой.

Татьяна Ямбаева выполняла работу без всяких осложнений — для неё это был первый раз, когда она преодолевала такую протяжённую дистанцию руками.

Считаем, что сборы в Обертиллиахе благотворно сказались на физической форме спортсменов. Большая работа проводилась по организации поддержки во время гонки. Было запланировано четырнадцать пунктов для поддержки спортсменов, что заняло много времени. Перед гонкой удалось выспаться лишь два-три часа из-за необходимости детально спланировать все: кто где и когда получит термосы, напитки Vitargo Electrolyte, Professional, дополнительный кофеин – всё это приготовить, развести, разлить, раздать. Всё больше убеждаюсь, что гонки на длинные дистанции становятся очень похожими на велоспорт и отдаленно (правда, пока ещё очень отдаленно) на Формулу-1.

Подготовка лыж также имеет значение, и тут нужно поблагодарить начальника нашей бригады смазочиков Константина Воронину, который отлично их подготовил. Спортсмены отработали нужные пары, сделали правильный выбор, и с лыжами все было хорошо.

Тим Витарго добрался до финиша — вся команда собралась. В центре — руководитель команды масляной подготовки Константин Воронин с бутылкой шампанского — в знак признательности за превосходную подготовку лыж!

Прошла уже вторая гонка, но об тактической игре команды Vitargo пока ничего неизвестно.

В этих двух гонках мы не планировали тактическую командную работу. Мы наблюдали за готовностью ребят и их выносливостью. Сейчас видим, что команда готова к сотрудничеству, и надеемся продемонстрировать это на гонке Кёниг Людвиг Лауф. У нас есть идеи, которые нужно обсудить с командой. Эти две гонки стали своего рода пробным этапом.

Можно ли оспаривать мнение главного редактора журнала «Лыжный спорт» Ивана Исаева о неубедительной цветовой гамме комбинезонов команды Vitargo?

Командная одежда – наряды партнеров и спонсоров. Компания CRAFT не выпускает ограниченных серий комбинезонов, а если и делает, то цена значительно выше. Важно, чтобы группа поддержки легко узнавала гонщика в пелотоне. Черный комбинезон с ярко-желтой шапочкой хорошо выделяются на фоне белого снега, и мы замечаем наших гонщиков за 200-300 метров до подхода к пункту питания. Наша форма устраивает всех. Кстати, знак Vitargo также желтый, как и наши шапочки – дополнительная реклама. Члены группы поддержки носят красные куртки и желтые шапочки, гонщики их легко видят в толпе.

В пелотоне команда Витарго легко различима: черные комбинезоны CRAFT и яркие желтые шапочки помогают обслуживанию команды быстро опознать спортсменов.

Алексей Двоскин, 12-е место:

Расскажи, как прошел забег? Это первый серьезный марафон для тебя?

Нет, участие в Марчалонге у меня было уже несколько лет назад. Тогда не получилось – сломалась лыжа, приехал далеко. Сейчас же, зная дистанцию, трассу, рельеф и все тонкости, настрой был нормальный. Очень доволен физическим состоянием, результатом и тем, как все удачно складывалось по ходу гонки. Самый важный момент – старт, он прошел благополучно. Стоял во втором ряду, но выскочил в двадцатке, чему очень рад.

Алексей Двоскин возглавляет команду Витарго и занимает 12-е место в общем зачёте Swixskiclassics champion.

Какие планы на гонку были? Была ли разработана стратегия?

Я держался в группе, зная о предстоящем тяжелом подъеме. Планировал добраться до него вместе с группой и там действовать по силам. В основном я оставался рядом с лидерами, хотя группа иногда сильно растягивалась. Разрыв между мной и первым составлял около 20 секунд.
В начале гонки скорость была невысокой, никто не спешил расходовать силы на мягкой лыжне. Я ехал комфортно, занимая места с двадцатого по тридцатое. После 50 километров, когда мы выехали на трассу без свежего снега, скорости резко возросли, и группа оторвалась. Меня это даже обрадовало, так как все работали с приличной скоростью, и я её выдерживал.
На последних семи километрах лидеры ещё ускорились, удержаться за ними стало сложно. На питательном пункте я немного отстал. Четыре километра я пытался догнать группу: кому-то удалось приблизиться, а кого-то уже не смог догнать. Рад, что на подъеме хватило сил в руках, ничего не свело.

Как значимо было предусмотрено 14 пунктов питания на трассе? Всем удавалось вовремя воспользоваться пунктами питания?

Я питался на всех точках, кроме одной, которую пропустил из-за ошибки — забыл о существовании этой точки. Для меня было прекрасно то, что много пунктов, потому что чем чаще я пью, тем лучше и увереннее себя чувствую: как психологически, так и физически. На марафонах при недостатке питания могут болеть мышцы, но тут весь путь проходил нормально. Никаких судорог, никаких проблем с мышцами не было, в том числе и на последнем подъеме. Напиток, который нам давали на пунктах, понравился. Мы пили его много – по пятьдесят-сто грамм, и он отлично заходил.

Алексей Двоскин, лидер нашей команды, закончил гонку двенадцатым.

На снимке ты мчашься по трассе в коньках.

Не совсем. Это ботинки для лыжного марафона. На трассе было много поворотов, сложных спусков, в том числе и по улицам городов, поэтому решил бежать в высоких ботинках. Ботинки для лыжного марафона чуть мягче, чем коньковые, поэтому отдал предпочтение именно им. А на поворотах они намного удобнее, чем классические.

Николай Болотов, гонщик, 20-е место:

Гонка прошла неплохо. Сейчас восстанавливаюсь после травмы, полученной во время завала на предыдущем марафоне. На сборе в Обертиллиахе практически не тренировался, в основном только гулял. Только под конец сбора восстановил дыхание и 20 января провел одну двухчасовую тренировку одновременными ходами. Потом перебрались в Италию, и в четверг здесь провел интервальную работу, чтобы проверить самочувствие. Самочувствие было не очень хорошим, поэтому от гонки ничего сверхъестественного не ожидал. Ставил задачу пробежать, как получится. Доктор вообще не советовал стартовать, говорил, что вылетит ещё одна неделя после гонки, но всё-таки решил рискнуть.

Николай Болотов был весьма активен в гонке: принимал участие в спринтерских дуэлях на старте и заработал нашей команде немало очков.

— Получается, что риск оправдался?

Да, во время старта ощущались небольшие боли в грудной клетке, поскольку она не полностью восстановилась. Решил принести команде очки на промежуточном финише в Каназее и далее ехать по обстановке. В целом, все прошло хорошо. Повезло с погодой: шел снег, и особого темпа в начале гонки не было. Дистанцию можно разделить на две части: одна – по мягкому снегу, другая – с жесткой быстрой лыжней. Из-за этого лыжи работали по-разному: на первой половине намного лучше, но к смазчикам претензий нет. Лыжами доволен.

Ты не использовал мазь, бегая? Было ли обсуждение о применении мази?

Он бежал без мази, как вся наша команда. Дистанция в целом простая, разве что последний подъем не совсем легкий. Все лидеры гонки бежали без мази. Может быть, при других погодных условиях, например, сильном морозе, стали бы использовать мазь.

— Не обострилась ли травма после гонки?

Чувствую себя значительно лучше. Боли немного прибавились, но всё равно не так сильно.
Главное — дышание восстановилось, теперь могу дышать и работать с большим напряжением.

— Твои дальнейшие планы?

Людвиг Лауф участвует в марафоне Кёниг.

Иван Павлов, гонщик, 43-е место:

Мне очень понравилось, ведь это мой первый большой международный марафон. Опыт просто незаменим, и я доволен первым стартом.

Петр Кузнецов ранее отмечал трудности команды с предоставлением тебе начального номера. Была ли эта проблема устранена?

С учетом сложившихся обстоятельств мы нашли наиболее выгодное решение. Номер находился во втором кармане, фактически в третьем, поскольку элита стартовала перед первым карманом. Расстояние до лидеров было около 80 метров. Я занял крайнюю лыжню и после старта выскочил к рекламным плакатам, совершив спринтерское ускорение. Только на стартовой поляне мне удалось обогнать примерно 80-90 человек, а затем четыре километра пытался догнать лидирующую группу. В итоге мне это удалось.

Много ты энергии потратил, пытаясь поспеть за группой?

В самом начале нужно было сразу приложить усилия. Счастье помогло в том, что был свежий снег, и лидеры ехали не очень быстро. В итоге меня это фактически спасло – я их догнал без особых трудностей. Конечно, пришлось немного отойти от основной группы, но ничего страшного.

— Как работалось оставшуюся часть дистанции?

До 48-го и 50-го километрах мы шли группой из пятидесяти человек. Потом у меня сильно затекло в мышцах пресса и трицепсов. При наклоне пресс сводило судорогой. Удалось попить на трех пунктах питания, и к трем километрам до финиша боль отступила. За это время я отстал от лидеров на 30 секунд. Догонять в одиночку было тяжело, но я снова включился и стал обгонять тех, кто отстал от лидирующей группы, включая Сорина и Артеева из РМК. Последний подъем дался очень тяжело, поднимался без мази, даблпоулингом. Ожидал, что будет легче, но оказался очень трудным.

— Твои дальнейшие планы?

Начну гонку в Кёниг Людвиге. Обещали мне стартовый номер среди элиты, и я намерен сражаться за лидерство до самой финишной прямой.

Последние приготовления — Александр Артемьев — №153

Перед соревнованиями состоялась небольшая фотосессия. В прекрасный солнечный день очки CRAFT от компании SKIWAX, которая является нашим спонсором, оказались очень полезными.
Александр Артемьев, Николай Болотов, Татьяна Ямбаева, Евгений Дементьев, Наталья Зернова, Алесей Двоскин и Иван Павлов стоят слева направо.

Фото Swixskiclassics и Андрей Капустин