Капол ставит задачу по привлечению ведущих лыжников мира к этапу Кубка мира в Дёмино

В аэропорту Шереметьево у встретился с спортивным директором FIS Йорга Каполом сразу после его возвращения из Рыбинска. Первый мой вопрос к нему касался именно этой поездки.

— Что привело вас на этот раз в Россию?
В Дёмино состоялась рабочая поездка, запланированная заранее: проверял ход строительства лыжного стадиона, интересовался степенью готовности различных служб – это предстоящая инспекция перед этапом Кубка мира.

Два года назад я не мог и подумать, что в России появится такой большой специализированный лыжный стадион. Сейчас Дёминский стадион можно отнести к лучшим лыжным стадионам мира, а комплекс продолжает развиваться и строиться. Россия уже может гордиться Дёминым.

Принятие решения о проведении этапа Кубка мира в России на конгрессе FIS в Майями вызвало у нас противоречивые чувства: желание и страх одновременно.

По приезде в Дёмино в первый раз я не мог поверить, что рыбинцы выполнят все работы в срок. Сегодня же знаю, что всё было сделано вовремя. В этом плане продолжаю познавать Россию как необыкновенную страну.

Из разговоров о проведении соревнований в Дёмино перешли к решению более конкретных задач – размещения, транспортной логистики и других, связанных с этапом Кубка мира в России.

В Дёмино первое затруднение возникло с размещением, но, как считаю, после открытия нового отеля этот вопрос решится практически полностью.

Меня беспокоит недостаток сотрудников, владеющих европейскими языками, в составе оргкомитета.
Третья проблема – строгое соблюдение всех регламентов и графиков, например, с отправкой автобусов. Если в расписании указано, что автобус должен отправиться в 11:00, то это должно быть именно так. В некоторых случаях происходит иначе.

Четвёртая проблема – участники Кубка мира не получают достаточную информацию о технических, организационных моментах, например, о месте проведения, времени и формате событий.

С оргкомитетом рассмотрели вопрос логистики доставки участников Кубка мира до Дёмино с минимальными расходами.
До этапа Кубка мира в Дёмино состоится этап в Отепя, и изучали варианты удешевления, оптимизации переезда из Эстонии в Россию.

Реальны ли планы о создании чартерного рейса в Ярославль?

Стоимость билетов определяет возможность участия. Российская сторона предложила привлекательные цены, вызвав у всех положительное удивление.
В сравнении с другими компаниями и их регулярными рейсами эти цены выгодны благодаря предоставленным спортивным делегациям скидкам. Многие готовы мириться с более скромным сервисом, чем у ведущих европейских перевозчиков. Команды, летая ими, вынуждены сокращать состав, чтобы экономить.
Предложенные российской стороной тарифы позволят каждой команде привезти в Россию дополнительных спортсменов или персонал.

Программа этапа в Рыбинске весьма привлекательна – предлагаем провести здесь три вида гонок. Таких расширенных этапов FIS проводит всего три на протяжении сезона. По окончании прошлогоднего этапа в Рыбинске собрались с руководителями команд, и те в целом очень позитивно высказались о проведении этих соревнований. Проблема длительного перелёта из Европы в Россию навела на мысль расширить программу этого этапа – чтобы спортсмены ехали так далеко не ради одной гонки. Так поступаем, например, когда проводим соревнования в Америке, Канаде – всегда планируем там проведение не одного, а как минимум двух этапов. Расчеты свидетельствуют, что увеличение на 1-2 дня программы соревнований не сильно удорожает общую стоимость проведения этапа. Первый день соревнований «стоит» 70-80% всего бюджета двух-трехдневного этапа.

В предстоящем сезоне между «Тур де Ски» и чемпионатом мира некоторые ведущие спортсмены могут пропустить отдельные этапы в январе и феврале. Некоторые страны отправят резервных спортсменов, а кто-то может отказаться из-за холода. В общем, три гонки должны привлечь больше высококлассных участников.

Как осуществляется работа журналистов в Рыбинске?

Языковой барьер представляет главную сложность для иностранных журналистов. Недостаток персонала, говорящего на иностранном языке, в оргкомитете порождает много коммуникативных трудностей. На каждой значимой точке требуется человек, владеющий английским языком, особенно в пресс-центре. Руководитель пресс-центра должен хорошо говорить на иностранном языке – это неотъемлемое требование. Но вы только начинаете организацию крупных соревнований, это обычный этап обучения, знакомства с чем-то новым. Вы находитесь в начале этого пути и являетесь хорошими учениками.

Что вы помните про прошлые этапы Кубка мира в России, в Кавголово, Сыктывкаре, Мурманске и других местах?

Участвовал я в некоторых из них как спортсмен, например, в Ленинграде, кажется, в 1998 году. Тогда стал тринадцатым на «тридцатке». Впечатления от организации соревнований были необычными: добраться сначала до Ленинграда, а потом от города до трасс было очень сложно. Размещение хорошее, но еду пришлось привозить с собой, особенно воду. Запомнились местные болельщики-тиффози: на трассе было очень много народа. Вспоминается милитаризированная система безопасности, охрана была везде. Трассы подготовлены прекрасно, отличный профиль. Для меня гонка сложилась удачно, наверное, поэтому помню всё в деталях.

Расскажите, пожалуйста, что известно о возможном проведении второго этапа Кубка мира в России в этом сезоне.

Российский рынок огромный и быстро развивается. В Европе стабильные показатели считаются успехом, а у вас они постоянно растут. Рынок лыж в России стабильно увеличивает потребление, в то время как некоторые страны рынка исчезли или находятся на грани исчезновения. Бесснежье не так угрожающе для России, как для европейских стран.

Если другие страны имеют по два этапа Кубка мира за сезон, почему Россия не может иметь такое же право? Возможно, Финляндия согласилась бы отказаться от своего второго этапа в пользу России. У нас уже есть опыт проведения соревнований в Рыбинске.
Необходимо искать компактное решение, минимизируя разъезды. Можно проводить расширенную программу соревнований в одном месте, например трехдневные этапы. Почему бы не попробовать пятидневные этапы Кубка мира?
Вопрос стоит рассматривать лыжному комитету. Необходимо применить такую схему и для будущих кубковых соревнований в Сочи.
Россия несравнимо больше по своим рыночным масштабам с Италией или Финляндией. Потенциал рынка определяется прежде всего количеством населения. В Италии с её населением 60 миллионов лыжным спортом интересуются ограниченное количество людей, да и в Финляндии этот потенциал несравним меньше, чем в России. Поэтому эффективность проведения двух этапов Кубка мира за сезон в России очевидна.

Как Россия относится к этому вопросу?

Прежде всего необходимо укрепить имеющиеся позиции, зафиксировав место рыбинского этапа в международном календаре. Желательно вывести соревнования на такой уровень, чтобы в организации не было недостатков. Вот почему запланирован этап Кубка мира в Рыбинске и на следующий сезон (2009-2010 гг.). Пусть это будет площадка для обучения специалистов перед Олимпийскими играми. Думаю, это правильная тактика: сначала добиться стабильности, а потом задумываться о дальнейших действиях.

Наша главная задача на рыбинском этапе — сделать его привлекательным для сильнейших лыжников мира. В это время норвежцы и шведы хотят проводить свои национальные чемпионаты. Если мы разработаем подходящую программу в Рыбинске, то их чемпионаты могут быть перенесены сюда, и в Россию приехали полноценные составы.

Что-то известно о планах других российских городов участвовать в проведении этапов Кубка мира? К примеру, Ханты-Мансийск, обладающий большим опытом организации международных соревнований по биатлону…

Ханты-Мансийск может принять ранний снежный этап, например, в ноябре. Однако финны или шведы могли бы задать вопрос: почему Ханты-Мансийск, а не страны Скандинавии? Дорога в Россию очень длинна. Следовательно, нужно организовать чартерный рейс из Европы. Важно организовать всё таким образом, чтобы потери времени на транспорт были минимальны, условия размещения устраивали всех, а снег был гарантированным — натуральным или искусственным.

О закрытии зимнего сезона в России можно говорить, к примеру, в апреле. В марте биатлонисты проводят этап Кубка мира в Ханты-Мансийске.

Интерес к зимним видам спорта (не только к лыжам, но и ко всем остальным) проявляется с конца ноября до начала марта. Такой вывод сделан на основе рейтингов немецкого ТВ, зрители которого составляют 80% всей европейской аудитории лыжных гонок. Россия не учитывалась в расчётах из-за сложности получения объективных показателей. В марте начинаются чемпионаты по другим видам спорта, привлекающим большую телеаудиторию: например, автогонки Формулы-1 и футбольные чемпионаты Италии и Англии. Таким образом, период с ноября по начало марта наилучшим образом подходит для зимних видов спорта.

Что будет с вашим проектом «Тур де Баренц» в начале апреля?

Это отличный проект для развития лыжного спорта. Важно понимать, что такого же эффекта и внимания, как к этапу Кубка мира, в это время не добиться. Все же нужно поддерживать подобные инициативы, так как это инвестиции в развитие вида спорта. Но важно помнить: нельзя все сразу сделать. Зимние виды спорта интересны не постоянно. Восемь месяцев года спортивная зима будет интересна только в отдельных регионах или странах. В основном же зимние виды интересуют телезрителей 3-4 месяца в году. Не больше.

Можно предложить развивать лыжероллерные или кроссовые соревнования. В Норвегии подобных мероприятий проводят много, принимают участие лучшие лыжники.
Но компаний-партнёров, заинтересованных в инвестициях таких проектов, крайне мало.

Что касается вашего успешного проекта «Спринт-Тур», то место ему найдено. Его вызвал большой интерес, но пока не всемирный. Наверное, интерес к нему не сравнится с интересом к футболу. Но ваш творческий подход к организации подкупает. Уверен, креативность «Спринт-Тура» — пример для тех, кто ищет пути развития любого вида спорта. Думаю, что если не все состязания «Спринт-Тура» от начала до конца интересны широкой аудитории, то самые лучшие моменты, показанные по ТВ в виде кратких репортажей, будут интересны большой публике.

В каком месяце Дюссельдорф отказался проводить первый этап Кубка мира?

Этап перенесен на конец декабря из-за отказа немецкого телевидения освещать соревнования. Руководители телевидения заявили, что «незимняя картинка» соревнований не устраивает их. Антураж гонки не соответствует зимним видам спорта: нет мороза и достаточного количества снега. Телевизионщики утверждают, что в это время трудно найти рекламодателей на показ зимних видов спорта. По той же причине по ТВ не показывается первый этап Кубка мира по горнолыжному спорту, который проходил в конце октября. Может быть, для скандинавской телеаудитории, для «Евроспорта», для российского ТВ этот этап и был интересен, но для Германии — нет. Конец ноября, по их мнению, самый подходящий срок для начала показа зимних соревнований. Мы не можем не учитывать мнение немецкого ТВ, потому что примерно 50% всей мировой телеаудитории лыжного спорта составляет аудитория германского телевидения. В Германии лыжные гонки показываются на общедоступных телеканалах и в удобное для большинства телезрителей время.

Вы учитываете аудиторию российских телеканалов?

Получить точные российские ТВ-рейтинги не получится. Это непростая задача. Известно, что аудитория НТВ-Плюс, транслирующего лыжные гонки, довольно ограничена. Несмотря на потенциал российского рынка, пока точно известно, что 50% мировой телеаудитории лыжного спорта знакомятся с ним через немецкие телеканалы.

Необходимо заметить, что проведение этапа Кубка мира в Дюссельдорфе имело положительные моменты: реакция специалистов, болельщиков других стран, в том числе скандинавских. Однако Германия больше не желает проводить этот этап. Рассматриваются предложения из Скандинавии и Ханты-Мансийска. Главное условие – согласие телевидения на показ гонок и предоставление сигнала заинтересованной аудитории. Были предложения провести открытие сезона в Глазго или Эдинбурге, но это снова экзотические старты, как в Дюссельдорфе. Британцы — большие любители лыжного спорта, именно они привезли беговые лыжи в Швейцарию и проводят там национальные чемпионаты. Но британцев, интересующихся лыжными гонками, всё равно мало. Кстати, швейцарцы могли бы найти снег для соревнований в Альпах, но интерес к ним в стране будет очень низким, как и в Британии. В общем, сожалеем о выбытии Дюссельдорфа из игры, это реальность.

В большинстве этапов Кубка мира проходят как дистанционные гонки, так и спринты. Что вы думаете о проведении этапов Кубка мира, посвящённых только спринтам?

У спринтеров есть свой зачет в Кубке мира, но мы совершенствуем систему проведения «Тур де Ски», чтобы создать одинаковые условия для всех участников. Нам важно, чтобы в наших соревнованиях принимали участие универсалы-лыжники. Мы не хотим, чтобы лыжная семья делилась на части: спринтеров и неспринтеров. Но вместе с тем понимаем, что современная программа лыжных гонок очень многообразна, сложна. Не все лыжники могут одинаково хорошо выступать в спринтах и марафонах, в коньке и классике. Возможно, некоторые женщины-лыжницы пока ещё могут успешно совмещать выступление на разных дистанциях и разными стилями.
Необходимо понимать, что специализация неизбежна при большом количестве соревновательных дисциплин. Попросите спортивного болельщика перечислить лыжную программу Олимпийских игр. Вряд ли он сможет правильно назвать все дистанции и стили передвижения. Наша основная задача: составить программу соревнований так, чтобы гонки были предельно понятны рядовому зрителю и держали его интерес на протяжении всего состязания. Как, например, в автогонках Формулы-1, зритель два часа наблюдает за соревнованием, и на финише ему ясно, кто победитель. Сейчас программа лыжных соревнований насыщена разнообразием форматов гонок из-за чего спортсмены вынуждены специализироваться в какой-то определенной дисциплине. А зрителю трудно ориентироваться в большом количестве дисциплин. Нужно сокращать существующее разнообразие, искать более доступные и понятные зрителям форматы.
Нам нужно понять, в какой степени удовлетворяет болельщика соотношение масс-стартов и гонок на время. Мы изучим достоинства и недостатки интервального старта, масс-стартов и других дисциплин прежде чем решить какие гонки следует оставить.

Возможно ли, и насколько уместно проводить этапы Кубка мира по лыжам летом?

Зимние виды спорта сложно разместить летом из-за поиска подходящего места среди других летних видов. Недостаток спонсоров – не главная причина. Опыт проведения соревнований в октябре в Дюссельдорфе не внушает оптимизма по поводу летних гонок. Возможно, интерес к таким стартам есть только в России, а в других странах – нет. Чемпионаты мира проходят ежегодно с промежутком в год. В этот год Кубок мира выходит на первый план. Поэтому, если говорить об увеличении важных соревнований, то прежде всего нужно подумать о ежегодном проведении чемпионатов мира.

В случае проведения соревнований летом уместнее было бы реализовать формат серии Гран-при, подобный лыжникам-прыгунам и двоеборцам, а не чемпионатов мира. Избыток чемпионов мира может притупить ценность звания победителя. Все помнят чемпиона мира по биатлону Бъорндалена, но летних чемпионов вряд ли назовут столь же уверенно. Возможности развития зимнего спорта летом зависят от освещения в СМИ: поддержка и интерес со стороны новостных изданий могут дать перспективы для летней активности в мире спорта.