Отчет о конкурсе «Лучшая лыжня»: как все прошло

Новость партнера сайта


В Челябинской области был организован конкурс «Лучшая лыжня». Его цель заключалась в оценке состояния лыжных трасс региона, привлечении внимания общественности к их состоянию, а также стимулировании администрации к решению вопросов, связанных с организацией и подготовкой трасс, и к контролю за используемым оборудованием. Кроме того, конкурс позволил нам получить представление о текущем положении дел в этой сфере.


Отсутствие опыта организации подобных конкурсов побудило нас к поиску аналогов в интернете. Мы осуществили масштабный анализ, однако не обнаружили схожих мероприятий. В некоторых случаях встречались онлайн-голосования, не включающие осмотр и демонстрацию трасс.

С чего начать?


Признавая необходимость самостоятельного решения задачи, мы приступили к работе. Нашей задачей было создание Положений о проведении конкурса, формирование призового фонда и выбор подарков, определение списка участников и установление критериев оценки трасс.


Мы связались с региональной общественной организацией ДСО «Урожай» Челябинской области. Борис Михайлович Хабиров, руководитель организации, оказал нам содействие и поддержку в подготовке необходимой документации для конкурса, а также в определении списка участников. В результате было принято решение пригласить к участию муниципальные районы Челябинской области, а проведение конкурса организовать совместно с ДСО «Урожай»


В качестве подарков было принято решение о закупке топливных карт с разной стоимостью.

Разработали оригинальный вымпел с подсветкой.

Критерии оценки


Пришло время установить критерии для оценки трасс. Однако в этом вопросе мы столкнулись с затруднениями. Не удалось обнаружить общепринятой системы критериев для определения качества подготовки лыжных трасс.


В результате мы осознали необходимость самостоятельного определения критериев и обратились за консультацией к тренерам СШОР № 5 Челябинска. Подавляющее большинство из них считало, что лыжник должен быть готов к соревнованию в любых погодных условиях. Безусловно, с этим можно было бы согласиться, однако мы убеждены, что качественно подготовленная трасса – это возможность для новых достижений, гарантия безопасности спортсменов и удовольствие от катания. На наш взгляд, персонал лыжных комплексов должен прилагать усилия для создания трасс высокого качества.

И всё же – как оценить качество подготовки?


Используя накопленный опыт подготовки лыжных трасс, мы определили ключевые аспекты, нуждающиеся в детальной проработке, вне зависимости от климата, географического положения или особенностей рельефа. Более того, мы стремились не только выявить эти аспекты, но и четко сформулировать ожидаемый результат. Мы были уверены, что это позволит создать систему для оценки соответствия установленным требованиям.

1. Подложка, куда без неё?


Основа трассы, также называемая подложка или подушка, должна быть плотной и однородной, исключающей наличие пустот и провалов. Оценка качества этой основы не представляет сложности – достаточно произвести выемку технологической ямки (или нескольких) для визуального осмотра. Она не должна напоминать «многослойный пирог», состоящий из слоев разной степени уплотнения. Идеальным вариантом будет «снежный бетон», обеспечивающий равномерность по всей длине и ширине трассы.


На величину толщины подложки существенно влияет количество выпавшего снега, но важно учитывать и вклад оператора. Он отвечает за наращивание подложки на протяжении всей зимы, уделяя особое внимание участкам, которые наиболее подвержены воздействию весной (например, солнечное освещение трассы или возвышенные места, где снег может быть сдуто)

2. Обеспечение одинаковой высоты трассы как вдоль, так и поперек


Этот фактор играет ключевую роль в обеспечении высокой производительности и достижения желаемых результатов. Для определения этого показателя мы применяли измерительный инструмент, представляющий собой, по сути, эталон длиной 2 метра. Это позволило оценить наличие и выраженность неровностей, таких как бугры и ямы, на трассе. Задача оператора состоит в том, чтобы добиться создания максимально ровной поверхности».

3. Четкость краёв трассы


Необходимо, чтобы плотная, подготовленная часть трассы отчетливо отличалась от рыхлого снега по её краям. Это требование особенно актуально на ровных участках. Установка ограждающих сеток не всегда возможна, поэтому лыжник, совершающий обгон или выходящий со спуска, должен ясно видеть границы трассы, чтобы предотвратить возможные травмы. Оценку этого показателя можно провести визуально, и задача оператора – обеспечить качественную подготовку трассы на всей её ширине.

4. Состояние поверхности на подъёме


Во время подъема лыжник демонстрирует максимум своих физических возможностей, так как этот этап является наиболее энергозатратным. Соответственно, наибольшая нагрузка на поверхность лыжной трассы приходится именно на подъемы. Поэтому поверхность в этой зоне должна быть ровной и плотной. Оператор обязан контролировать отсутствие бугров, которые формируются в центре трассы при передвижении лыжника свободным стилем.

5. Классика


При оценке состояния трасс мы также учитывали два последних критерия, относящихся к классическому стилю катания.


В первую очередь, геометрические параметры достаточно просты: существуют параметры FIS, которые несложно измерить.


Во-вторых, отклонение от прямолинейности лыжни и радиусы поворотов. Для оценки этого показателя мы использовали алюминиевую трубу длиной 2 метра, имитирующую лыжу. Трубу помещали в колею на различных участках трассы (на повороте, на прямом отрезке), чтобы убедиться, что лыжа свободно проходит по всей ширине лыжни. Это необходимо для обеспечения комфортного катания. Мы считаем, что задача оператора при подготовке лыжни заключается в том, чтобы учитывать потребности лыжника. Следует выбирать траекторию, удобную для лыжника, чтобы лыжня не проходила слишком близко к деревьям или ограждениям и прерывать лыжню там, где это требуется, например, на выкате со склона.


Мы выделили основные критерии, которые будем использовать для оценки качества подготовки лыжной трассы. По нашему мнению, эти критерии нуждаются в более детальной проработке и, возможно, в расширении.

Вопросов стало больше


В заключение, мы провели конкурс, произвели оценку трасс на основе указанных критериев и вручили награды победителям.

Остались вопросы, поиск ответов на которые мы продолжаем. А именно:


существенно ли наличие критериев для оценки качества подготовки лыжной трассы?


2. Эффективны ли указанные критерии? Какие изменения следует внести, и какие факторы необходимо учитывать при оценке состояния лыжной трассы?


существуют ли возможности для продолжения разработки подобных критериев оценки? Какое влияние это может оказать на подход к подготовке лыжных трасс?


Если у вас есть какие-либо предложения или замечания, пожалуйста, оставляйте их в комментариях или свяжитесь с нами по электронной почте
ski-ma@mail.ru. Мы будем рады получить ваши отзывы, и каждое письмо получит ответ.

Всем Удачи!