Интервью sportwine.ru
Наше интервью с председателем оргкомитета Дёминского марафона, заслуженным мастером спорта России Игорем Самойловым состоялось рано утром 2 марта – после основного конькового марафона на дистанции 50 км, но до начала классической гонки на 30 км. Напряжение, которое ощущалось в атмосфере на протяжении последних дней, постепенно уменьшалось, однако вопросы о том, удастся ли нарезать классическую трассу при столь малом количестве снега, и как пройдёт эта гонка, всё ещё оставались без ответа.
— Как ваши дела? Главный марафон всё-таки состоялся, по всей видимости, проблемы со снегом удалось решить.
— Главный марафон уже завершен, однако ощущение завершенности ещё не пришло, предстоит провести и сегодняшнюю гонку.
— Действительно, неопределённость снегопадов вызывала напряжение у всех до самого конца.
— Именно так. Если честно, до самого конца я сам не мог поверить, что нам удастся. Но вся команда поддержала меня, убедив провести мероприятие, не отступать.
— И какой наступил самый сложный период? Когда произошли похолодания, осадки?
— Да, завершился биатлон («Л.С.»: речь идёт о 5-м этапе Кубка России по биатлону, прошедшем в Дёмино в конце января 2025 года), и после него наступили значительные потепления. Можно сказать, что соревнования прошли на пределе возможностей – нам удалось провести их благодаря двум дням морозов, которые позволили создать необходимый снежный покров.
Мы решили попробовать этот метод – производить и сразу же распределять снег по трассе. Для биатлона требовался круг длиной всего в 3 километра, а для марафона – 25 км. Мы протестировали систему на биатлоне и предположили, что если в феврале ожидаются заморозки, то можно будет успеть. Мы оценили, сколько дней потребуется для заготовки снега, и выяснили, что для этого необходимо как минимум 10 дней с отрицательными температурами, когда температура не поднимается выше минус двух градусов.
— Ваши пушки функционируют при температуре минус два градуса?!
— Ранее функционирование было невозможно, однако теперь удалось произвести настройку. Был найден высококвалифицированный специалист, который занимается холодильным оборудованием. Изначально, из-за постоянного нагрева ТЭНами форсунки на пушках, при небольшом минусовой температуре они не могли распылять снег, и происходило выплескивание воды.
Он деактивировал эти нагревательные элементы, отрегулировал давление насоса, и в результате, даже по моим наблюдениям, при температуре минус 2, а точнее при минус 1,4 градуса, выпадал снег!
— Надо же!
— Да. Температура поступающей смеси составляла +4 градуса, и при внешней температуре -1,4 градуса из устройства выходил уже снег, а не вода.
Такая теплая погода продержалась лишь один день, в остальное время нам достались холодные дни. В начале февраля пришлось пережить две крайне неприятные недели, когда постоянно шёл дождь. Все поля, через которые проходила трасса, где вы наблюдали эту узкую полосу снега, были покрыты зеленой травой, ни единой снежинки не было. Однако с 10 февраля начались заморозки, и мы приступили к работе.
— Обсуждался ли вопрос об отмене марафона на каком-либо этапе?
— Обсуждали ситуацию, размышляли, но, увидев прогноз о двух неделях сильных морозов, все же решили попробовать. Даже вопрос о сокращении дистанции до 10 километров не рассматривался, поскольку это невозможно – организовать забег двух тысяч участников на дистанции в 10 километров, так как старт попросту не удастся обеспечить. С самого начала была поставлена задача: либо мы преодолеваем круг в 20 километров, либо отказываемся от этой затеи.
В конечном счете, мы решили пойти на риск. С самого начала не приняли во внимание, что самосвалы не смогут пройти по всем участкам пути. Я предполагал, что они смогут продвигаться дальше, однако подъемы и препятствия на трассе не позволяли им беспрепятственно въезжать, они постоянно застревали на них.
Сначала подготовили запас снега на откаточной горке. Для перевозки снега использовали самосвалы, однако в результате их работы подъём был настолько сильно уплотнён, что техника попросту потеряла тягу. Каждый самосвал совершал 5–6 рейсов, после чего больше не мог преодолеть подъём и остановился.
Но мы нашли выход, подсыпали горку.
— Чем подсыпали, песком?
— Не на трассе, а по дороге: у нас есть дорога, доступная для общего пользования, которая ведет к деревням и проходит параллельно трассе. На ней подсыпали песок, и по ней проехали самосвалы. Затем снег доставили до ближайшей точки, куда могли подъехать самосвалы. После этого снег распределяли ратраком, чтобы выровнять поверхность и расширить е.
Позже обнаружили вездеходный автомобиль «Урал», способный преодолевать любые препятствия. Начали транспортировать снег до удаленного перевалочного пункта, где его уже погружали на погрузчики и перемещали в отдаленные районы. В нашей работе было задействовано четыре мощных фронтальных погрузчика, каждый из которых вмещал примерно две тонны снега в ковше. Начали укладывать снег с помощью этих погрузчиков. Первое время ребята-трактористы с некоторым недоверием относились к этой работе. Но затем они увлеклись и выработали особую технику раскладки снега. Изначально они просто выгружали снег из ковша на трассу. В результате получалась плотная масса, которую ратрак с трудом обрабатывал, разбивая на более мелкие фракции. Однако, сотрудники разработали уникальный прием, поняв, что если поднять заполненный ковш на максимальную высоту стрелы погрузчика и высыпать снег с этой высоты, то при падении он рассыпается, разлетается в разные стороны. Таким образом, ратраку оставалось лишь разровнять полученный снежный слой. Так, в некоторой степени случайно, была открыта эта технология, и начали именно таким способом распределять снег по всей трассе.
Разумеется, 20-тонные самосвалы не могли выполнять такую работу, поскольку они выгружали на трассу крупные объёмы материала, которые затем распределяли ратраки. Этот процесс занял у нас немало времени. Однако даже в этой ситуации была разработана определённая технология: самосвалы стали выгружать не полный кузов, а лишь его часть, после чего отъезжали.
— У водителей получалось это делать?
— Людям стоит похвалить за то, что они адаптировались к сложившимся обстоятельствам, несмотря на первоначальный скептицизм и вопросы о целесообразности. Впоследствии они стали разрабатывать разные приемы, позволяющие формировать относительно небольшие скопления снега, что облегчало работу ратраков.
Наиболее трудный участок находился именно здесь, неподалеку от стадиона, где расположены так называемые родники – в начале 10-километрового круга. Никто, кроме внедорожника Урал, не мог туда проехать, однако и этот автомобиль застревал там не менее четырех раз. Ситуация складывалась таким образом, что сначала Урал доставлял туда снег, а затем мы его оттуда извлекали. Вот такая история произошла. И только 28 февраля в 4 утра, буквально за несколько часов до начала соревнований, мы завершили разворот снега.
Повторно обращаясь к тому, что мы использовали песок для обработки дороги, по которой затем проезжали самосвалы, очевидно, что часть этого песка при развозе снега по трассе оказалась перевезена на колесах грузовиков непосредственно на проезжую часть. Именно это объясняет кадры с жёлтой трассой и вызванные ими недовольства. Мы осознавали, что без использования песка не было возможности доставить снег в нужное место, поскольку самосвалы попросту не смогли бы преодолеть подъём. Постепенно, двигаясь к завершению работ, мы засыпали накатанную поверхность на трассе.
Дорога, проходящая через поля, требует особого внимания, поскольку засеянные участки не позволяют разгоняться.
— А кто хозяин этих полей?
— «Ярославский бройлер».
— Это какая-то частная компания?
— Это крупное предприятие, расположенное в Рыбинске. Подтверждаю, оно является частной компанией. Предприятие специализируется на птицеводстве, и на их сельскохозяйственных угодьях была высажена определенная сельскохозяйственная культура.
— А вы им начали, получается, портить это всё?
— Получается, что так.
Мы предприняли попытку решить вопрос недостатка снежного покрова в сельскохозяйственных угодьях, отказавшись от использования снегогенераторов.
Я проживаю неподалеку от дворца спорта «Полёт», где расположен хоккейный корт. На нём регулярно заливают лёд, и после каждой заливки я замечал большое количество ледяной крошки. У меня возник вопрос, зачем выбрасывать этот лёд, ведь его можно использовать для нашей лыжной трассы. Так у нас и появилась идея возить этот лёд на дальние поля. И, как следствие, при первой же доставке была оттепель, и две машины застряли, а при извлечении их трактором мы немного взрыхлили почву.
— Но они как это всё восприняли: с пониманием или с претензиями?
— Изначально были претензии, однако я постарался объяснить ситуацию, подчеркнув, что это произошло не намеренно. Мы готовы возместить убытки и рассматриваем возможность сотрудничества в рамках марафона. Тем не менее, ответ затягивался, и вопрос так и не был разрешен.
Для перенаправления потока, не повреждая существующую трассу, мы привлекли трактор с ковшом, оснащенным резиновой лентой. Верхний слой снега, покрывавший поля и перелески – его толщина составляла 7–10 сантиметров – мы начали постепенно, без задевания верхнего почвенного слоя, собирать и перемещать на трассу.
Представьте, что таким образом мы подготовили и ту часть поля, которую пришлось отрезать из-за склона, поскольку там также готова трасса.
— Тебе было неприятно удалять этот фрагмент?
— Да, там исчезла шестикилометровая петля, представлявшая собой участок в отличном состоянии. Кроме того, туда был завезён искусственный снег, однако в конечном итоге пришлось отказаться от его использования из-за опасного спуска, который ранее располагался на восемнадцатом километре. В этом году мы значительно расширили этот спуск, сделав его более заметным и безопасным. Тем не менее, было решено, что в сложившихся обстоятельствах его лучше исключить. Сейчас обочины там полностью очищены от снега, и, к сожалению, если бы кто-то съехал в сторону, там лишь трава и земля – это могло бы привести к серьёзным последствиям. Поэтому было принято решение об исключении этого спуска, о потере этой петли.
— Принятие этого решения оказалось непростым, велись ли какие-либо обсуждения?
— Ситуация сложная. Мы обсуждали её со всеми, и все единогласно решили, что необходимо убрать объект, хотя и жаль потраченных усилий. Вопрос безопасности оказался приоритетным. Люди приезжают сюда на праздники, а не для того, чтобы сломать лыжи, палки или, не дай бог, получить травму.
В связи с этим было принято решение уменьшить расстояние. Сразу же были начерчены новые контуры, чтобы найти способ сформировать полноценную зону в тридцать километров. Однако, проехать пятьдесят километров, как мы сразу же осознали, не представляется возможным. Мы не стали искусственно увеличивать протяженность на пять километров, чтобы получить желаемую цифру в пятьдесят километров.
— В протоколе у вас сейчас «46» будет написано?
— Да, то есть в этом году разряды, очевидно, никому не присвоят.
— Дёминский марафон, согласно рейтингу марафонов СМЛР, в этом году покидает список.
— Что ж, ничего не поделаешь. Сейчас мы, вероятно, потеряем позиции во многих рейтингах, однако изначально наша цель заключалась не в рейтинге, а в сохранении праздника и его проведении. Нам просто сопутствовала удача с погодой, ведь незадолго до старта, примерно за пять дней, стояли морозы до 25 градусов.
— Класс! Пушки работали как часы?
— Да, пушки работали на полную.
— Сколько у вас сейчас пушек?
— Пушек всего 7, но работало 3.
— А почему только три? Остальные неисправны?
— Нет, оборудование функционирует нормально, однако выяснилось, что водоприёмник в реке заилился. Действительно, мы не проводили его обслуживание уже давно. Мы обслуживали насос и конечный приёмник, но речной водоприёмник – нет. При попытке включения более чем трёх пушек сразу происходил аварийный сброс, и система переставала работать.
Две пушки могли функционировать на полную мощность, три – при условии снижения интенсивности работы и частичного включения форсунок. В результате была выбрана такая настройка, которая позволяет насосам работать в оптимальном режиме, исключая их полное отключение.
— Вы также отметили, что пушки функционировали, в том числе и на возвышении? Как туда подается вода для работы насосов, как это осуществляется?
— Самая удаленная от точки распределения воды пушка находилась на расстоянии 325 метров, а от места забора – на расстоянии 800 метров. 325 метров – это протяженность шлангов по земле, а перепад высот составил приблизительно 23 метра.
— И насосы функционируют, обеспечивая подачу воды на требуемую высоту?
— При выходе давления в 24 атмосферы, на верхней точке зафиксировано значение в минус 18 атмосфер. Этого было достаточно для одновременного запуска двух орудий. При этом они функционировали не на полную мощность, а почти на полную.
— Кто оказывал вам техническую помощь? Откуда были взяты погрузчики и самосвалы?
— В первую очередь, оказали значительную поддержку наши партнёры, ОДК «Сатурн» – градообразующее предприятие, расположенное в Рыбинске. Также мы привлекли компанию «ТПФ Переславль» – рыбинскую частную компанию, с которой у нас сложились долгосрочные отношения. Они традиционно выполняли работы по расчистке верхней парковки.
В прошлом году потребовалось приложить немало усилий для расчистки парковки, а в этом году приходилось собирать снег. Они посмеивались: в прошлом году убирали, а сейчас – наметаем. Однако они хорошо знакомы с местностью и осведомлены о проводимых нами мероприятиях, поэтому всегда проявляют уважение.
Сотрудники МАУ СШОР №4 города Рыбинска приложили немало усилий, и, вероятно, надолго запомнят эти бессонные ночи и спешку с шлангами, чтобы вода в них не замерзла.
— Но эта работа предполагает оплату, поэтому вам потребовалось найти дополнительные источники финансирования?
— Оплата всей работы производилась из средств, выделенных на марафон. В настоящее время поступает большое количество счетов, и я полагаю, что в этом году потребуется искать другие способы финансирования, поскольку прежних источников – стартовых взносов и инвестиций партнёров – недостаточно для покрытия всех расходов.
— Ростех уже не…
— Ростех принимает участие и оказывает содействие, в этом нет никаких сомнений. Однако при формировании бюджета мы не предвидели подобных расходов. Изначально бюджет был заложен на расчистку парковки, но создание трассы потребовало значительно больших средств.
— В этом году была изменена схема проведения кругов, что позволило снизить напряжение у участников во время второго круга е? Было ли меньше случаев, когда лидеры сталкивались с замыкающими частями последних волн?
— В этом году мы не получили исчерпывающей информации, поскольку изначально планировалось преодолеть 20 плюс 30 километров, что позволило бы оценить результативность предпринятых мер. В настоящее время дистанция составила 23 плюс 23 километра – это, можно сказать, традиционный формат Дёминского марафона, который мы уже не раз наблюдали. Изначально предполагалось, что в этом году лидеры будут обгонять любителей, движущихся в более медленном темпе, на тех равнинных участках, которые мы были вынуждены исключить из маршрута. Там можно было бы проложить широкую трассу, где достаточно места для обгона. Однако в этом году погодные условия не позволили нам воплотить задуманное.
— По словам Лёши Шемякина, его победу едва не отняли. Он оторвался от Владимира Алипкина примерно на 40 метров и столкнулся со снегоходом, который, в свою очередь, задел зрителей, не поспешивших или не сумевших освободить место.
— Да, я видел на видео, как он машет снегоходчикам – давайте быстрее. Но снегоходу никуда не деться было в этой ситуации, к сожалению. Алексей проявил себя хорошо, он умело и спокойно объехал снегоход, после чего ситуация нормализовалась. Мы используем снегоход перед лидерами для того, чтобы его звук предупреждал участников о приближении лидеров и необходимости уступить дорогу. Однако не все участники правильно реагируют на это – кто-то встаёт, разводит лыжи и наблюдает за происходящим.
— Типа, я в своём праве?
— Похоже, у них не столько претензии, сколько растерянность, они не знают, как поступить? Интересно наблюдать за действиями лидера, это правда?
Таким образом, руководителям пришлось столкнуться с трудностями, однако все с ними справились. Насколько я понимаю, в этом году на спусках не образовалось значительных заторов. Осмотрев спуска после гонки, я убедился, что они не были сильно повреждены. Это свидетельствует о том, что мы проделали качественную работу в течение лета. Мы, действительно, увеличили ширину этого спуска, вероятно, в два раза, по сравнению с прошлым годом.
— Итак, последний вопрос. Это очень важный момент, который интересует всех и ежегодно становится предметом обсуждения. Каковы возможности организации гонки на одной петле и строительства тоннеля под трассой?
— Реализация проекта по пробитию туннеля под дорогой приостановлена на неопределённый срок. В период проведения специальной военной операции нас проинформировали, что руководство области не будет даже рассматривать этот вопрос. Что касается возможности проведения гонки по однокруговой трассе, то, как вы, вероятно, заметили, мы уже приступили к расширению трассы, создав круг протяженностью в 30 километров. В этом году по ряду объективных причин мы не смогли испытать эту схему, однако я знаю, где ещё можно добавить около 5 километров, и у нас остался значительный резерв в виде разминочной трассы, расположенной за коттеджами. Летом мы используем её для проведения беговых соревнований – там есть 8 километров отличной трассы с подъёмами, спусками и живописными видами на Волгу. Осталось только урегулировать вопрос с переходом дороги непосредственно в Дёмино, чтобы трасса переходила с одной части на другую.
— Вы говорите о дороге, которая связывает гостиницу и коттеджный посёлок?
— Да, речь именно о ней. Изначально рассматривался вариант проведения гонки в обход коттеджей.
— Ну как вот мы летом, я помню, бегали или на велосипеде мимо них проезжали?
— Да, это соответствует действительности: там предусмотрен выезд через коттеджные поселки, а также возможность проезда вдоль реки с последующим выходом на трассу. Таким образом, общий круг получится около 45 километров. Таким образом, даже в текущих условиях, не покидая федеральную трассу Рыбинск – Ярославль, можно сформировать маршрут протяженностью около 45 км.
— Является ли этот сценарий основным, или следует отнести его к альтернативным вариантам?
— Мы рассматриваем различные возможности, однако первоочередной задачей остается завершение этих петель. Это позволит создать кольцо протяженностью около 40 километров на существующей трассе, исключив пересечения с дорогами федерального и местного значения. После этого можно будет добавить петлю за коттеджами, и тогда у нас будет почти готовый круг длиной 50 км.
— Существует ли у руководства области осознание необходимости прокола под федеральной трассой для проведения марафона? Рассматривается ли этот вопрос, хотя бы в перспективе?
— Обсуждение продолжается, однако нам сообщают, что этот прокол необходим для проведения единичного мероприятия. В ответ мы поясняем, что создание этого прокола позволит нам обустроить спортивную тропу, включающую зоны для бега, лыж и велоспорта. Можно будет красиво организовать пространство, оборудовать места для отдыха, разместить схемы маршрутов и привалы, создав нечто похожее на терренкуры в Кисловодске, где можно гулять и совершать прогулки. Ведь на другой стороне трассы находятся очень живописные места. Да, там есть заброшенные деревни, куда редко кто заходит и редко кто заезжает, но в них можно найти красивые, исторические уголки, в том числе родину Фёдора Ушакова.
— Что ж, спасибо, Игорь. Хочу отметить, что в Дёмино вы показываете поистине впечатляющие примеры. Как вспомнить, в каком же году это было, когда трассу выкладывали из ледяных глыб?
— В 2007 году.
— Это прошло уже 17 лет?
— Да. Тогда был выполнен значительный объем работ, и в то время использование снегогенераторов было невозможно из-за положительной температуры.
— Хочу отметить, что в этом году весь Центральный федеральный округ остался без снега. Во-первых, много марафонов было отменено, где-то что-то сохранили, но провели на каких-то совсем уже небольших кружочках. А вам удалось всё это сохранить на большом круге, удалось провести целый «букет» крупных гонок — вы в очередной раз смогли удивить всю лыжную Россию. Так что спасибо вам огромное за то, что делаете, это прямо вдохновляет, что есть такое место, куда хочется возвращаться и возвращаться — думаю, не только мне, но и многим тысячам людей.
Дёмино, 2 марта 2025 г.
* * *
Ещё почитать:
Когда стихают выстрелы… зазвучат голоса людей (журнал «Лыжный спорт» №37, 2007 год)
Юрий Ласточкин: Мы сделали подарок людям (журнал «Лыжный спорт» №37, 2007 год)
За восемнадцать лет появилось новое поколение лыжников, для которых события 2007 года остались неизвестными. Настоятельно советую, даже если нет желания читать, воспользоваться ссылками и хотя бы взглянуть на фотографии – они прояснят многое…