Девушка из России в норвежском биатлоне: цели и помощь спортсменам страны


Варвара Солтаганова, бывшая российская биатлонистка из Мурманской области, не добилась значительных успехов, даже на внутреннем соревновательном уровне.


После биатлона Солтаганова выбрала необычный путь для молодых спортсменов, заканчивающих карьеру. Переехала в Норвегию, училась в институте спорта (Norges idrettshøgskole) и получила диплом, оформив его на основе интервью с российскими и норвежскими биатлонистами.


Солтаганова продолжает работать тренером как на клубном уровне, так и в Федерации биатлона Норвегии, сотрудничая и с Россией.


Мы пообщались с девушкой, которая может быть полезна для развития биатлона.

***

– Как, с кем и когда вы соревновались в России?


С тринадцати-четырнадцати до девятнадцати лет занималась биатлоном в Мурманске. Переехав в Норвегию, оставила этот вид спорта. Предшествовало этому фигурное катание, но травма колена привела к выбору менее травматичного вида деятельности.


В биатлоне звездой не являлась: выступала неплохо за область, пару раз побеждала на Северо-Западе. При участии сибирских регионов серьёзных результатов не достигала – прямой конкуренции лидерам на Чемпионатах России не представляла. Если попадала в топ-20, уже радовалась.


По возрасту со мной выступала Кристина Резцова. Я присутствовала на «Празднике севера» в Мурманске, где Кристина вышла на старт в нижнем белье поверх комбинезона. На соревнованиях пересекалась с Поршневым и Стрельцовым, но лично их не знала. Знаю Настю Егорову – тоже из Мурманска, старше меня на два года.

– Закончили из-за переезда или это не связано?


В 2015 году я планировал переехать в Норвегию по студенческой визе и продолжить занятия.


Я приехала на учебу по студенческой визе. Чтобы не потерять визу, нужно учиться хорошо. Уже там я поняла, насколько это сложно: университет достаточно престижный, и удержаться непросто. К тому же обучение ведется на норвежском языке, поэтому первые полтора-два года были особенно трудными.


Потом пришлось ограничивать себя: учеба плюс работа, времени на спорт не хватало. Биатлон отошел на второй план, ведь проводить две тренировки в день было невозможно, приходилось выбирать одно из двух. Не сложилась спортивная карьера, и я об этом нисколько не жалею — так бывает у подавляющего большинства.

Что послужило причиной желания переехать в Норвегию?


С детства мечтала учиться за границей, даже варианты в России не рассматривала. Выбирала страны, где предлагают качественное образование по специальности «Спортивное менеджмент». Уже тогда колебалась между спортом и бизнесом, а когда поняла, что можно совместить оба направления в одном образовании, то сомнений не было никаких. Проблем с выбором профессии не возникало.


В качестве альтернатив Норвегии рассматривались Канада и Германия. Как фанат биатлона и лыж, путешествие в Норвегию было естественным выбором. Бесплатное образование в этой стране – ценное преимущество для семьи со средним достатком. Таким образом, Норвегия стала идеальным вариантом по ряду причин: финансовые возможности, уровень образования, развитие лыжных видов спорта.

В Норвегии обучение платное не является, однако для въезда требуется определённая сумма денег на банковском счёте.


– В подтверждении заявления нужно иметь сумму свыше десяти тысяч евро. Семья вместе накопила эту сумму. При оформлении визы в Норвегии я предъявила её, а потом…
оБольшая часть оказалась отправлена обратно. Возможно, так действовать не следует — метод хоть и не запрещённый, но изобретательный.


Обучение строгое, особенно для приезжих: необходимо реально учиться и сдавать экзамены. Без успешного сдачи – никаких льгот или поблажек, визу просто не продлевают, и приходится уезжать. В то же время, обладающие способностями получают множество возможностей: бесплатное обучение в престижном университете другого конца света по программе обмена, участие в интересных проектах, получение призов за отличные академические результаты.


Университет проводит масштабное исследование? Став студентом с отличной учёбой, можно принять участие. Например, можно работать помощником профессора, как делала я. Моя степень бакалавра я получила в Норвегии, а …
оБольшую часть магистратуры окончила в Оттаве (Канада): её факультет Sports Management – один из лучших в мире. Диплом писала в Норвегии.

***

– Кем вы работали параллельно с учебой?


В первый год работала тренером-инструктором по лыжам. Пришла в клуб LYN возле университета, где меня беседовал и принимал на работу Эйрик Мюр Носсум (сейчас тренер сборной Норвегии по лыжам – Sports.ru).


Необходимо понимать, что речь идет о работе с детьми, а не взрослыми спортсменами. Если ты нормальный человек и умеешь хорошо кататься на лыжах, то получить такую работу можно без проблем. В этой сфере нет строгих требований к квалификации и аттестации. Конечно, проведут проверку через полицию и пообщаются с тобой.


Вместе с другим наставником я отвечала за группу из тридцати двенадцатилетних девушек два года. Позже ещё год занималась конькобежным спортом с взрослыми.

– Как устроен такой клуб? Что касается графика работы, оплаты труда и руководства?


Я получала зарплату, но некоторые клубы могут тренировать родители без специального образования. Во многих вещах трудятся добровольцы, в том числе и руководители клубов. Меня удивило управление норвежскими клубами.


В России в школе, где я занималась, администрация насчитывала около десяти человек, кроме тренеров по договорам. В Норвегии клубы возглавляют добровольцы – в основном родители детей, которые тренируются. Монтируют снежные пушки, готовят трассы на ратраках, красили стрельбища, организуют соревнования – все энтузиазмом. В крупных клубах всё же есть один или несколько человек по договорам, но обычно не полный рабочий день – лидер клуба, помощник, тренеры.


Дважды или три раза в неделю занималась спортом из-за учёбы в университете. Не помню заработок сначала; сейчас получаю 600 крон за тренировку длительностью полтора часа (около 5,3 тысячи рублей – Sports.ru). Работаю тренером по биатлону в клубе уже третий год.

– На какие деньги существуют клубы?


Частично финансирование происходит за счет налоговых денег. Частично — за счет выигрышей от лотерей: в Норвегии государство монополизировало розыгрыши и лотереи; 60 процентов доходов от лотереи направляются на спорт, а 40 процентов — на искусство.


Клуб наподобие предприятия генерирует прибыль: сдает в аренду помещения, организует корпоративы и реализует различные идеи. Возможен вариант продажи туалетной бумаги. Каким бы абсурдным это ни казалось, многие клубы действительно ее продают – по завышенной цене; а люди приобретают ее для поддержки клуба.


Конечно, есть годовые взносы: часть идёт на содержание клуба, небольшая — на федерацию. С точными суммами не буду делиться, но всё вполне разумное.

Где взять знания для работы тренером по биатлону, если раньше тренировали детей в лыжной секции?


Вначале обучения детей катанию на лыжах применяла знания полученные в университете. После того как стала инструктором по технике, прошла курс в клубе.


В клубы приходят лучшие эксперты в своей области, их нанимают для передачи знаний молодым инструкторам. Может быть, вы знаете Аудена Свартдала? Лучший специалист по коньковому ходу во всей Норвегии. Работал с Бьорндаленом, со сборными, это суперспец по технике. Плюс есть специальные пособия для обучения.


В данном месте доступны различные уровни тренерского образования, которые не требуют обучения в вузе. Каждая федерация устанавливает собственную систему подготовки специалистов, например, в биатлоне насчитывается четыре уровня.


Начинала я, естественно, без уровня подготовки. Нужно было подготовиться, изучить биатлонные понятия, термины. В это время вышла известная норвежская книга «Лестница развития» для лыжного спорта.


По имеющимся у меня сведениям, Россия пыталась перевести его, но не слишком удачно – смысл потерялся. Сначала я изучала эту книгу по собственному желанию из интереса. Постепенно начала посещать курсы, сначала получила первый уровень, затем второй, в прошлом году сдала на третий.

Какие условия нужны для достижения таких высот?


Для прохождения первого уровня необходимо изучить 45 часов теории и отработать 45 часов практики в клубе. Практика предполагает около 30 тренировок, после которых клуб подтвердит вашу практическую подготовку.


Переходя на третий уровень обучения, первым шагом становятся курсы в Лиллехаммере. На протяжении недели присутствуют специалисты и тренеры, работающие с сборными командами.


Далее следует домашнее испытание. Тебе предоставляют задание, на выполнение которого у тебя есть два месяца. Перед тобой представлен кейс: теоретический спортсмен. Ты должен составить для него план, преодолевая его теоретические трудности. План на год, план на период, план нескольких тренировок в каждом периоде сезона. Все это проверяют, и если все выполнено хорошо, то ты успешно сдал испытание.


Уровни соответствуют возрастным группам. Первый уровень – дети до четырнадцати лет, второй – от четырнадцати до шестнадцати. Третий – от шестнадцати до восемнадцати. Четвёртый уровень – тренеры биатлонной гимназии или частных команд.


Я работаю в администрации федерации норвежского биатлона и знаю, что хотят структурировать четвертую ступень. Сейчас много способов получить высшее тренерское образование, а хотят структуру четче – чтобы был больший контроль над тем, что конкретно тренер усвоил.

***

Вы изучали спортивный менеджмент, но диплом выдано по теме биологически активных добавок и разрешенных спортивных препаратов. Похоже, это ближе к медицине, чем к менеджменту.


Факультет носит название «Спорт и социология», по английски — Department of Sport and Social Sciences.


В дипломе актуален социологический взгляд на использование препаратов. Я не медик, не биохимик, не разбираюсь в составах лекарств, а рассматриваю их применение с точки зрения социологии. Изучала культуру в юниорских командах России и Норвегии, нормы в коллективах, то, что влияет на спортсменов – весь этот анализ проводится через призму социологии.


Тема диплома – не допинг, а разрешенные препараты, хотя эта тема связана с допингом. В бакалавриате работа была по антидопингу, но с юридической точки зрения: спортивное право. За работу получила приз от норвежской антидопинговой организации, что сильно воодушевило и заставило рассматривать тему антидопинга и фармакологии на уровне магистратуры.

– С кем именно вы общались для диплома?


— Здесь требуется осторожность. При написании такого материала важно соблюдать конфиденциальность участников, поэтому без имён. Я обращалась к федерациям и тренерам Норвегии и России. С их согласия можно будет брать интервью у спортсменов.


В сезоне-2019/20 вела беседы с юниорскими сборными Норвегии и России.
Интервью имели полуструктурированный формат: вопросы задавались по схеме, но при возникновении интересной темы допускалась свобода от нее.
С каждой стороны было по пять спортсменов, каждое интервью длилось полтора часа и проходило очно. В Норвегии пришлось съездить в другой регион для встречи с командой. Для беседы со сборной России поехала на их сборы за границу – место проведения не буду озвучивать.


Изначально планировалось сосредоточиться на норвежских спортсменях из-за связи проекта с норвежским университетом, однако появилась мысль о привлечении российских спортсменов, и куратор Сигмунд Лоланд высказал поддержку этому замыслу.

– О чем спрашивали?


В ходе беседы поднимались вопросы разрешенных лекарств и добавок – какие применяются, зачем, откуда берётся информация о препаратах. Также обсуждался допинг.

– Есть ли какие-то выводы?


Я подчеркну, что исследование проводилось качественным методом, а не количественным. Анализировались две команды, а не все спортсмены из Норвегии и России. Разница между ними весьма очевидна.


Спортсмены из Норвегии с осторожностью относятся к применению биологически активных добавок. Могут принимать рыбий жир, витамин D, витамин C, если это продаётся только в норвежских аптеках. Всё остальное – изотоники или гели – не рассматривается как дополнение. Но норвежцы боятся других добавок, например, стимулирующих.


В интервью все норвежцы выражали опасения по поводу загрязнения добавок запрещенными препаратами, на это никто не застрахован.
Эта предусмотрительность очень заметна: они никогда не закажут через интернет, даже в соседней Швеции боятся что-то купить. Только аптека, только Норвегия и только по назначению врача.


Лекарства в Норвегии приобретаются исключительно по назначению врача. Электронный рецепт выдаётся лишь индивидуально и не подлежит подделке.


При астме ее часто обнаруживают в раннем детстве и с этих лет обычно есть рецепт на лекарства. В отличие от России, фармакологию применяют для лечения или компенсации болезни, но не для достижения лучших результатов. Добавки также всегда назначены. У спортсменов постоянно анализируют биохимию крови. Если обнаруживается недостаток чего-либо, пытаются компенсировать питанием. Если даже через питание недостаток не устраняется – возможно, переходят на добавки.


Забавно, все норвежцы отвечали одинаково. К пятому интервью я точно знала, какой будет ответ. У них очень строгие правила: что можно, что нельзя, и как вести себя в определенной ситуации – нормы команды чётко прописаны.

– С российской командой по-другому?


Спортсмены открыты к экспериментам с добавками, кто-то заказывает их онлайн – в Америке, в Японии. Часто говорят: друг посоветовал, и я заказал. Или: зашел к приятелю, увидел упаковки, тоже захотел попробовать. В основном спортсмены старались не покупать добавки в России – ждали заграничного сбора для покупки качественных.


Я не увидела осознанности по части рисков, хотя повторю: речь идёт о разрешённых препаратах, а не о допинге. Норвежским спортсменам промыли мозги, а российским спортсменов меньше осведомлены о рисках приёма БАДов.


Норвежцы считают добавки чем-то необовдимым, дополнением к обычному рациону питания, которое скорее действует по принципу плацебо. Знают норвежцы и то, что эффективность большей части добавок не подтверждена наукой.


Российские спортсмены, с которыми я беседовала, убеждены, что употребление БАДов и разрешенной фармакологии – необходимый элемент спортивных высот.


Мне рассказывали, что мы расходуем много энергии, сильно перегружаем организм, и нам нужны дополнительные витамины, минералы из-за чего приходится принимать добавки. Российские спортсмены также говорили о применении различных стимулирующих средств: л-карнитин, кофеин перед соревнованиями – то, что повышает уровень энергии. В общем, это попытка максимально использовать потенциал тела с помощью разрешенных добавок.


В спортивной медицине действовал достаточно либеральный подход. Все спортсмены получали от врача набор лекарств с указаниями: перед сбором принять то, после – другое, при гипоксии – это, для очистки печени – другое, не забывать принимать добавки. Запрещенных препаратов не было, претензий быть не могло. Тем не менее сама логика постоянного приема чего-то присутствовала.

– Как спортсменка по биатлону из России, вы также относились к разрешённым добавлкам таким образом?


Да, это кошмар. Помню себя… Было глупо, совсем не осознавала рисков. Приезжаешь на большие состязания, там палатки или лотки. В одном и том же лотке лыжные ботинки, палки, добавки неизвестного происхождения.


К этому я относилась спокойно. Давай попробуем, на этот раз возьмем этот пакетик. Тренер не возражал.

– Чем оправдывается ваше чувство стыда, если препараты легальны?


Стыдно не за то, а за наивность. Увидел яркую упаковку и подумал: «Ладно, выпью волшебное снадобье, оно мне поможет на соревнованиях». Это безответственно по отношению к здоровью, опасно с точки зрения допинга – эта индустрия плохо регулирована. Есть много исследований об этом; норвежское исследование показало, что четверть стимулирующих добавок, продающихся в открытом доступе, содержит запрещенные ингредиенты.


Сам подход представляет собой постоянное принятие чего-либо, опасного, подтверждённого многими исследованиями. В научных работах связь легальных препаратов и допинга названа «gateway theory of doping».


В 2015 году Сьюзан Бэкхаус и соавторы подготовили для WADA отчет, демонстрирующий связь приема БАДов и разрешенных медикаментов с риском употребления допинга в будущем. Нельзя утверждать, что прием одного ведёт к другому, однако культура потребления разрешенных веществ может способствовать развитию культуры допинга. Многочисленные новые исследования, в основном посвященные велоспорту, вновь и вновь подтверждают эту связь.


На уровне логики и привычки действует принцип: если что-то даёт наилучший результат, то можно пробовать новое. По этой причине Норвегия стремится ликвидировать культуру использования биодобавок.

На фотографии Петтер Нортуг стоит на кухне среди множества банок с лекарствами.


– Норвежцы не белые и не пушистые, это я понимаю. Я опросила десять человек из двух сборных. Ничего не могу сказать по этому фото Нортуга. Нортуг рекламировал и рекламирует энергетик. Какой нормальный спортсмен будет пить этот напиток перед тренировками? И вообще, он недавно попался на наркотиках и скоро сядет в тюрьму, поэтому он не лучший пример для подражания в плане приема различных веществ, будь то БАДы или что-то еще.

В разговорах с молодыми спортсменами о допинге замечали ли разную точку зрения у разных команд?


Норвежские и российские юниоры считают спорт чистым как на национальном, так и на международном уровнях. Многие полагают, что всех нарушителей уже выявили. Юноши из России согласны с этим мнением в отношении международных соревнований. По их мнению, принимать какие-либо меры сейчас было бы бессмысленно, ведь все равно поймают нарушителей.


Российские ребята полагают, что юниорский спорт на национальном уровне чист. В отношении взрослых же у части наблюдается сомнение: возможно, что-то подозрительное происходит на отборочных соревнованиях, но это не точно. Никто никого не обвиняет.


Российские юниоры верят, что спорт развивается в правильном направлении, становясь всё более чистым. Возможно, это связано с тем, что уходит поколение тренеров, более благосклонных к допингу, и вместе с ним – старые взгляды.

***

– Не планировали опубликовать ваш диплом?


Работа состоит из 120 страниц. Для публикации в международном журнале её нужно сократить до научной статьи – примерно 15 страниц. Научный руководитель давно просит сделать это, так как работа необычна и представляет собой сравнительное исследование. Но студенческая леность никто не отменял. Возможно, этим займусь летом.


Меня останавливает мысль о том, чтобы представить российских спортсменов в негативном ключе. В их ответах нет ничего плохого: запрещённые препараты не употребляют – и вообще, по пяти ответам делать выводы преждевременно.


Два различных подхода были выявлены среди спортсменов двух команд: в России — либеральный и открытый, в Норвегии — закрытый и осторожный.


Публикация статьи может быть слишком общей и представить Россию неблагоприятно. Такой подход может привести к недопониманию, ведь не хочется давать негативные оценки российскому спорту. Будущее связно с работой там, поэтому важно избегать действий, которые могут помешать этому.

– Кем себя можете представить в России?


Интересует работа в области тренерского образования, считаю, что здесь есть большая возможность для роста.


В настоящее время ты поступаешь в университет, получаешь диплом и можешь заниматься тренерской деятельностью без подтверждения квалификации по конкретному виду спорта. Все тренируют так, как умеют. Однако, тренерского образования в рамках федерации не существует – отсутствует единая структура для развития спортсменов с детского возраста до юниорского.


Это окажет воздействие прежде всего на массовый спорт, на гармоничное и здоровое развитие детей. По собственному опыту могу сказать, что некоторые тренеры в раннем возрасте могут перегружать воспитанников тренировками (скорее всего, ненароком, по незнанию). Плюс дети учились бы правильно стрелять с самого начала, чтобы потом не переучиваться, если хотят заниматься профессионально. Система тренерского образования также повлияет на спорт высших достижений – конечно, не сразу, но через годы.

– Кроме клуба вы где-то работаете?


– Тренируюсь всего пару раз в неделю, ради интереса, это не основная работа. Работаю в норвежской федерации биатлона, занимаюсь образованием тренеров, с подростками. Должность – спортивный консультант. Скоро у нас начнутся сборы – не привычного для России формата, а на 2-3 дня – таких сборов много по всей стране. Буду работать на сборах, помогать с организацией, проводить лекции.


Продолжаю работать с материалами для тренерских курсов. Например, разрабатываю контент для YouTube-канала федерации, который предоставляет советы по тренировкам. Моя задача — развитие компетенции в массовом биатлоне.


Мне часто помогают мудрыми советами Павел Спиридонов, тренер молодежной сборной России.

– Будете ехать в Россию, если вас туда пригласят в скором времени?


В Норвегии еще два-три года хочется трудиться. Образование полезно, но опыт ценнее: глубже хочу понять норвежский биатлон, потрудиться в этой среде. Что дальше – увидим. Все происходит через связи: возможно, встречусь с кем-то, где-то представится случай.


Тренировки на профессиональном уровне меня не интересуют, с детства. Теперь занимаюсь подростки просто ради удовольствия, ведь это интересно. Административная работа мне ближе.