Что это за необычный объект появился на трассе под Алешкино?


Зная о наличии лыжной трассы в Алешкино, многие лыжники Москвы не всегда задумываются о её юридическом статусе, просто приезжая и занимаясь катанием.


Эти аспекты имеют большое значение и приобретают особую актуальность, когда обсуждаются содержание, обустройство и эксплуатация трассы.


Как уже сообщалось ранее на нашем сайте, в начале 2023 года в рамках
В рамках государственной программы города Москвы, направленной на «Развитие городской среды» был разработан проект благоустройства трассы в Алешкино, называемой — «знаковый объект по адресу: Лыжная трасса в Алешкинском лесу».


Выполняемые работы включают в себя: обустройство асфальтобетонного покрытия лыжной трассы, монтаж системы освещения, установку малых архитектурных форм и ремонт газона.


Странно, не правда ли? К чему здесь вообще уместен какой-то значимый предмет?

Попробуем разобраться.


Прежде всего следует обратить внимание на территорию, где пролегает трасса.


Это охраняемая природная территория, которая относится к особо охраняемым объектам (ООПТ
Природно-исторический парк (ПИП) «Тушинский»


Правовое регулирование этой территории осуществляется на основании следующих нормативных документов:

Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ устанавливает правовые основы создания и функционирования особо охраняемых природных территорий »

Закон города Москвы от 26 сентября 2001 года № 48 «О особо охраняемых природных территориях в Москве»

Постановление Правительства Москвы № 944-ПП устанавливает Положение о природно-историческом парке «Тушинский»

Нас интересует приложение № 3 к Постановлению Правительства Москвы № 944-ПП) В документе установлено зонирование промышленно-инновационного парка «Тушинский» и представлен перечень его функциональных зон.


Ого! Уже интересно, в какой же климатической зоне расположена наша трасса?


Рассмотрим схему с наложенной трассой: она целиком расположена в пределах функциональной зоны П-14. Что это подразумевает?


Данная территория является прогулочной зоной, а виды разрешенной хозяйственной деятельности указаны в пункте 5.9,
разрешено:


— строительство дорог, которые требуются для обеспечения охраны, содержания и эксплуатации особо охраняемой природной территории;


— проведение работ по строительству, ремонту и содержанию дорожно-тропиночной сети с использованием как природных, так и искусственных материалов (включая водонепроницаемые конструкции, предназначенные для зоны П-14);


— обеспечение размещения и поддержание площадок отдыха для занятий физкультурой в надлежащем состоянии (включая ремонт и замену);


— выполнение работ по установке и ремонту малых архитектурных форм, таких как скамьи, мостики, лестницы и системы искусственного освещения);

— создание и обустройство зон с информационными площадками;
— организация велосипедных маршрутов;


Следует также учитывать, что для других видов пешеходных зон, определенных как П-15-П-31, в пункте 4.9 запрещено: — возведение дорожно-тропиночной сети с искусственными непроницаемыми для воды покрытиями;


  • Где же находятся лыжные и роллерные трассы?» — спросите вы.
  • А нету.


В сложившихся условиях функционирует наша лыжная трасса, формально являющаяся маршрутом для лыж и велосипедов. Однако, как известно, лыжная трасса в Алешкино фактически имеет достойный уровень подготовки, позволяющий организовывать массовые спортивные мероприятия при разрешении уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы (Префектуры). Она является специально выделенной для этого местом, учитывая ее включение в Адресный перечень и установленный регламент подготовки и содержания
лыжных трасс на территории СЗАО (пункт 7 ) и перечень лыжных маршрутов, которым Мосприрода ежегодно не забывает похвалиться.

Схема трассы


На первый взгляд, ситуация кажется идеальной: можно с гордостью рассказывать об замечательных спортивных сооружениях, огромном количестве подготовленных трасс и публиковать красочные снимки с соревнований! Однако, все меняется, когда речь заходит к вопросам поддержания и использования этих трасс.


При осуществлении текущей деятельности балансодержатели опираются на действующие нормативные документы, перечисленные ранее, и учитывают все возникающие в связи с ними вопросы и неоднозначности, которые детально рассмотрены в статье
“Почему новая база не принесла удовлетворения московским лыжникам?


Время неумолимо, инфраструктура изнашивается, структуры организаций претерпевают изменения, а межведомственные соглашения теряют актуальность. Как обеспечить обслуживание трассы, поддерживать ее в надлежащем состоянии и развивать, соблюдая при этом требования законодательства и нормативных документов?


Автомобильная трасса занимает значительную территорию, поэтому изменение ее статуса, передача в управление другому учреждению или реорганизация существующей структуры особо охраняемой природной территории не представляются возможными. В сложившейся ситуации требуется проявить нестандартный подход.


В рамках программы «Развитие городской среды» в этом году на территорию ПИП «Тушинский» планируется реализация мероприятий, направленных на формирование для жителей и гостей Москвы инфраструктуры городской среды, отвечающей высоким стандартам комфорта. Приоритетной задачей является поддержка устойчивого развития парков, парковых зон и природных территорий Москвы, повышение их социальной, экологической и рекреационной ценности, а также создание оптимальных условий для полноценного развития молодежи.

Переходим к самому интересному.


В Москве, в соответствии с программой «Развитие городской среды», проведено благоустройство множества зон и территорий, при этом создатели проектов стараются руководствоваться актуальными тенденциями и передовыми методами —
Основные направления развития общественных пространств и городской среды в 2022-2023 годах


Требуются оригинальные архитектурные концепции и разработки, учитывающие исторический контекст и характеристики места.


Проект благоустройства трассы в Алешкино разрабатывали
ООО «Проектная Мастерская №1» — архитектурное бюро, специализирующееся на проектировании и осуществлении авторского надзора за созданием общественных пространств различного масштаба: от небольших дворовых территорий до крупных городских парков, и имеющее богатый опыт работы. примеры проектов.


Для Алешкино разрабатывается уникальный проект, в котором гармонично сочетаются творческий подход и соблюдение нормативных требований. Созданное пространство обладает преимуществами, не уступающими, а в некоторых случаях и превосходящими аналогичные проекты, такие как
В парке, посвященном 850-летию Москвы, расположенном в Марьино, обустроена лыжероллерная трасса и… все, в Москве больше нет похожих пространств. Только подмосковные, где Алешкино способно занять достойное положение.


Возникновение нового часто порождает опасения и возражения у тех, кто не готов к переменам. Именно так произошло и в Алешкино. Неудачным оказалось название проекта – благоустройство Лыжной трассы в Алешкинском лесу, что спровоцировало общественную тревогу.


В Алешкинском лесу существует еще одна малоизвестная лыжная трасса, расположенная непосредственно на его территории. Местные жители хорошо знают так называемый «старый круг» в лесной части парка – это самодельная лыжня шириной 1-2 метра, проложенная между деревьями.


Жители обоснованно встревожились из-за этой ситуации, поскольку боятся, что лес будет уничтожен ради строительства трассы шириной четыре метра.


К счастью, подобного развития событий не предвидится. Проект по благоустройству не охватывает лесной массив парка. Реконструкция осуществляется вдоль существующей трассы, которая расположена в долине реки Братовка, к юго-западу от Алешкинского леса, в пределах прогулочной дорожно-тропиночной сети с естественным покрытием шириной 4-8 метров. Проект не предполагает вырубки ни одного дерева и представляет собой, по сути, ремонт и реконструкцию существующей дорожно-тропиночной сети и мостов. лыжная общественность долгое время ожидала и добивалась этого. В этом заинтересованы многие спортивные школы, которые вынуждены организовывать тренировки на удаленных трассах. Благодаря созданию круглогодичной инфраструктуры трасса будет использоваться и в летнее время.


Безопасность организации и совместное использование трассы в пределах прогулочной зоны также вызывает беспокойство у лыжников. Поднимается вопрос о целесообразности асфальтирования «Садов» – наиболее сложной части трассы, характеризующейся крутыми поворотами. Помимо лыжников, трассой пользуются велосипедисты и бегуны, которые, как и сами лыжники, нуждаются в разнообразных покрытиях для тренировок. Грунтовые дорожки необходимы для бега и ходьбы, имитирующей лыжные движения, которые часто выполняются на возвышенных участках трассы.


Необходимо урегулировать вопросы информирования населения, организации движения потоков, создания привлекательных мест для прогулок и отдыха, а также обеспечить безопасность движения по трассе. Проектировщики учитывают обеспокоенность общественности и готовы рассматривать конструктивные предложения.


Проведение работ в данном направлении осложняется отсутствием у протестующих жителей возможности выработать общие и скоординированные предложения, ограничивающиеся лишь требованием полного прекращения работ по благоустройству и асфальтированию действующей трассы.


Ввиду нерациональности данного подхода, было принято решение организовать сбор подписей в поддержку реконструкции трассы среди московских лыжников и жителей района, выступающих за её благоустройство; дополнительная информация представлена в
этой теме форума.

Но вернемся на трассу. Так что же такое знаковый объект? Этот вопрос был поставлен нами в начале статьи. Понятие «знаковый объект» широко используется в градостроительстве и архитектуре. Знаковые объекты формируют визуальный образ города и служат его символом. Существующая лыжная трасса в Алешкино является именно таким объектом, который давно нуждается и заслуживает благоустройства.