
Специалисты по оценке и контролю безопасности склонов для катания на лыжах
Косенков Ю.А, Анисимов С.Ю., Данилин В.И.
Из-за санкций со стороны западных стран российские путешественники всё чаще выбирают внутренний туризм, в том числе горнолыжные курорты. Однако качество и безопасность услуг на российских склонах не сравнится с европейскими стандартами, к которым привыкли многие россияне.
В наше время работа горнолыжных склонов уделяет первостепенное внимание безопасности, ведь это ключевой фактор, влияющий на популярность и качество катания.
Руководители большинства горнолыжных комплексов (ГЛК) в России, к сожалению, занимаются вопросами безопасности только после визита следователя СК РФ по делу о несчастном случае или гибели на склоне. При этом они упускают из виду: ответственность за безопасность услуг на горнолыжных трассах согласно Закону о защите прав потребителей и статье 238 УК РФ (оказание услуг, не соответствующих требованиям безопасности), лежит исключительно на самом ГЛК, оказывающем эти услуги.
Данные статистики свидетельствуют о том, что на российских горнолыжных курортах и в Альпах на каждые тысячу дней катания, исчисленных как один лыжник или сноубордист – один день, приходится 1-2 травмы среди горнолыжников и 3-4 травмы у райдеров на сноубордах. Иногда эти травмы могут быть смертельными.
В зимний сезон число обращений туристов в медицинские учреждения, СК РФ из-за травм на российских горнолыжных комплексах достигает от тысячи до полторы тысячи. При этом зафиксировано значительно большее количество травм без обращения к медикам. Любители активного отдыха на горных склонах чаще всего сталкиваются с ушибами разной серьезности. Более чем у половины посетителей травмпунктов (53%) диагностируются именно ушибы. У 17% человек, получивших травмы, выявлены растяжения и вывихи, а каждый десятый горнолыжник или сноубордист сталкивается с переломом костей. Приблизительно 5% экстремалов получают травмы головы, включая сотрясение мозга.

Количество травм в горнолыжном спорте приближается к числу ДТП зимой на дорогах. Однако на автодорогах безопасность контролируется ПДД и штрафами, а на горных склонах – лишь общими правилами, размещенными около касс или подъёмников, защитными сетками и подобным, устанавливаемыми по усмотрению эксплуатационной службы. Нарушения этих правил не караются.
В большинстве горнолыжных комплексов данные о происшествиях, будь то несчастные случаи или трагедии, не фиксируются. Причины таких случаев не анализируются и общественности не предоставляются по понятным причинам. Без надлежащего контроля ситуация ухудшается с течением времени.
Для обеспечения безопасности катания туристов на склонах горнолыжных трасс необходим комплекс мер: паспортизация трасс с установкой систем безопасности, классификация их сложности по уровню опасности, регулярные проверки безопасности в начале и во время сезона, а также профессиональная подготовка специалистов для работы с горнолыжными объектами в соответствии с действующими нормативными документами.
Эти требования закреплены в ГОСТ Р 55881-2016 и ГОСТ Р 57279-2016, а также в специальном учебном курсе для администрации горнолыжных комплексов.
Администрация большинства горнолыжных комплексов не обеспечивает выполнения положений по эксплуатации трасс. Однако это имеет важное значение: соблюдение правил в ГЛК может стать основанием для правовой защиты при расследовании несчастных случаев и рассмотрении жалоб туристов.
Чтобы привлечь клиентов, администрации горнолыжных комплексов нужно не только рекламировать свои услуги, но и гарантировать безопасность в соответствии с законом о защите прав потребителей. Такой подход может стать их конкурентным преимуществом. К сожалению, это часто игнорируется.
В соответствии с накопленным опытом, для обеспечения безопасности горнолыжного отдыха предлагаем следующее комплексное решение.
Проведение процедуры регистрации горнолыжных маршрутов как объектов недвижимости в соответствии с действующими нормами и законами. Описание применяемых для безопасности средств — активных (барьеры, сетки, маты и т.п.) и пассивных (указатели категории сложности трассы, предупредительные, запрещающие и информационные знаки, ограничительные стойки, указатели направления безопасного движения, правила поведения и другие).
Оценка уровня трудности горнолыжных спусков для туристов по стандарту ГОСТ Р 55881-2016 и распоряжению Федеральной антимонопольной службы от 8 сентября 2020 года № 287 ПР-20.
В текущем сезоне проверяется, правильно ли установлены активные и пассивные системы безопасности на маршрутах, а также выполняются ли регламенты по их обслуживанию, указанные в технических документациях.
Проверку выполняет либо служба эксплуатации ГЛК собственных силами, либо с привлечением специалистов-экспертов.
Дополнительное образование для инструкторов по безопасному катанию на лыжах и экспертов, оценивающих и обеспечивающих безопасность горнолыжных трасс.
Инструктаж путешественников по технике безопасной езды на разных уровнях мастерства.
Организация разрабатывает, утверждает и применяет стандарты работы в сфере предоставления услуг на горнолыжных трассах, оформленные по ГОСТ Р 1.4 2004. Кроме того, устанавливаются комплексы Приказов по организации (ГЛК) согласно ГОСТ Р 57279-2016. Данные документы служат основой для проведения дознаний сотрудниками СК РФ.

Устройство и маркировка современных склонов для лыжников Размещение объектов недвижимости на горнолыжных склонах не должно быть произвольным, как это иногда происходит в некоторых горнолыжных комплексах. В ГОСТ Р 55881-2016, Приложение Е2 – Паспорт трассы, прописаны основные требования, но руководство горнолычных комплексов обычно их игнорирует. А ведь именно этот документ предъявляется следователям во время дознаний.
Классифицировать горнолыжные туристические трассы следует одновременно с проведением процедуры их паспортизации.
Классификация горнолыжной туристической трассыНеобходимость соблюдения этого условия при использовании – бесспорна. трассы согласно ФЗ №16 от 5 февраля 2018г. ст. 5.
Федеральный закон не налагает строгих ограничений на горнолыжные трассы как объекты недвижимости, находящиеся на земельных участках. При подаче заявок в аккредитованные организации для классификации трасс администрациям горно-лыжных курортов предлагается предоставить сведения из Единого или Регионального государственного реестра недвижимости, копию свидетельства о праве собственности на земельный участок или иной объект недвижимости, где расположена трасса, либо копию договора аренды участка или объекта недвижимости, вмещающего трассу.
Классификация туристических маршрутов осуществляется аккредитованными организациями на основании Приказа Федерального агентства по туризму от 8 сентября 2020 года № 287-Пр-20. Этот приказ, содержащий ряд несоответствий в вопросах безопасности трасс, не охватывает классификацию по геометрической сложности маршрутов. В связи с ликвидацией ФАТ контроль за исполнением указанного приказа осуществляет Министерство Economic Развития и торговли.
При оценке безопасности горнолыжных трасс Администрации ГЛК нужно помнить: сложность трассы и её характеристики — это не показатель безопасности. Безопасность трассы – это самостоятельный, независимый фактор.
Классифицированную дорогу внесли в список туринговых достопримечательностей России.
Часто для классификации ГЛК выбирают аккредитованные организации, предлагающие самые низкие цены, не учитывая квалификацию их специалистов. Это затрудняет работу администрации ГЛК при правовой оценке происшествий на трассах следователями, поскольку экспертиза проводится по параметрам классификации, а «безопасность» определяется косвенными показателями, не дающими точного ответа.
Большинство специалистов аккредитованных организаций не являются экспертами в области безопасности горнолыжных трасс и строят выводы на основе личного опыта наблюдений.
Для надзора за безопасностью горнолыжников на склонах в настоящий момент. намиСоздана упорядоченная Методика контроля и оценки работоспособности применяемых средств защиты, с составлением заключений и рекомендаций по их совершенствованию на базе «ГОСТ Р 572179 – 2016. Туристские услуги. Оценка качества и безопасности предоставления услуг горнолыжных комплексов», которая входит в программу обучения.

Регулярные проверки безопасности горнолыжных трасс могут стать важным доказательством в расследованиях несчастных случаев с туристами. Для этого необходимо строго следовать Правилам безопасного катания, которые должны учитывать местные особенности и содержать ссылки на законы и постановления, позволяющие администрации горнолыжного курорта применять меры к нарушителям.
Для обеспечения безопасности катания туристов на горнолыжных курортах необходимо создание службы, подобной лыжному патрулю, которая будет контролировать соблюдение Правил безопасного катания. В случае нарушения правил эта служба имеет право удалять нарушителей с трасс, приостанавливать действие ski-pass или привлекать охрану курорта и полицию на основании Федерального закона о защите прав потребителей — клиентов горнолыжных курортов.
Обеспечить безопасность на туристических горнолыжных трассах ГЛК невозможно без подготовки специалистов по их эксплуатации.
Важно понимать, что каждая трасса уникальна: ни одна не повторяет другую в геометрии и условиях использования. В Паспортах трасс это отражено как набор индивидуальных характеристик, с которыми каждый сотрудник службы эксплуатации должен быть знаком.
Когда катание туристов завершено, рабочие снимают с трасс все системы безопасности для снегоуплотнительных и выравнивающих машин (СУМ). После уплотнения снега согласно схемам из паспорта трассы система безопасности снова устанавливается. Очень важно, чтобы специалисты Службы эксплуатации контролировали правильность установки всех средств активной и пассивной безопасности, указанных в Паспорте трассы, для обеспечения безопасности катания.
Зачастую горнолыжные комплексы сталкиваются с проблемой: в службу эксплуатации трасс набирают людей, не имеющих должных знаний о безопасности работы. Это усложняет положение администрации ГЛК при разбирательствах со следствием по статье 238 УК РФ.
В связи с этим возрастает важность обучения специалистов в области классификации и обеспечения безопасности горнолыжных склонов. Такие специалисты необходимы как работникам служб эксплуатации трасс, так и аккредитованным организациям по запросам.
Мы создали несколько программ. Сотрудники службы обслуживания ГЛК отвечают за безопасность предоставления услуг. На горнолыжных трассах проводятся занятия, а также обучаются специалисты по классификации и обеспечению безопасности. как дополнительное образование, Сотрудники службы эксплуатации, как правило, предъявляли документы о прохождении такого образования во время дознания Следственному комитету Российской Федерации.
На основе вышесказанного вытекают ключевые принципы безопасности катания на курортных склонах.
— совместная паспортизация и классификация трасс,
Непрерывный мониторинг размещения и работы всех технических средств защиты (активных и пассивных) на маршрутах в соответствии с технической документацией.
Руководителям среднего звена и специалистам, занимающимся обслуживанием трасс, необходимо пройти обязательное профессиональное обучение.
Инструктаж по безопасной технике катания для всех категорий туристов.
Обеспечение постоянного контроля за выполнением туристами правил безопасного катания и наказание за нарушения.
Автор
Косенков Юрий Анатольевич, Свидетельство эксперта №112 от 27.01.2020, http://avts-atsu.ru/attestatsiya-ekspertov.html,
Кто составил стандарты ГОСТ Р 55881-2016 и ГОСТ Р 57279-2016 для горнолыжного туризма?
т. 8-903-7802050, [email protected]